Программа курса
Раздел 1. Теоретические сведения.
Роль занятий физической культуры в сохранении
здоровья и продления жизни населения невозможно переоценить. Физические
упражнения могут заменить отдельные лекарства, но ни одно лекарство не
сможет заменить физических упражнений. Двигательная активность, физические
упражнения, здоровый образ жизни являются эффективным средством профилактики
заболеваний, укрепления здоровья и гармоничного развития личности.
Ознакомление с залом, с месторасположением
мебели, спортивного инвентаря, тренажеров. Соблюдение требований, дисциплинированность,
внимательность, правила выполнения и поведения при выполнении заданий.
Наблюдение за весом, сном, аппетитом, PS, А/Д, дыханием, самочувствием,
настроением. Что такое массаж. Основные принципы массажа, виды массажа.
Само массаж как помощь самому себе. Точечный массаж при срочном снятии
болей, правила нахождения БАТ, виды травм, первая помощь при ранах, ушибах,
растяжениях, вывихах, при носовом кровотечении, ожогах. Наложение повязок,
компрессов. Правила самостоятельных занятий с учетом общего состояния
организма, настроения. Разогрев мышц, от простого к сложному, от мелкого
к крупному. Аутогенная тренировка и релаксация - достижение активной регуляции
мышечного тонуса, снижение активности мышечных волокон, уравновешивание
корковых процессов для регуляции высшей нервной деятельности и непроизвольных
вегетативных функций, смягчение эмоционально-вегетативной напряженности,
стимулирование воли к выздоровлению, активизация личности, повышение работоспособности.
Сведения о достижениях спортсменов-инвалидов. Паролимпийские игры.
Знать и уметь.
1. Роль Ф/В на организм.
2. Контролировать свое самочувствие на занятиях.
3. Применять БАТ в нужной ситуации.
4. Оказать первую помощь при травмах.
Раздел 2. Общая физическая подготовка.
Упражнения, которые развивают пространственное
ориентирование, пространственные представления о действиях. Строй, шеренга,
колонна, интервал, выполнение команд, формирование представлений об изменениях
пространственных соотношений при поворотах на 45, 90, 180, 360 градусов.
Перестроения. Различные виды ходьбы, бега. Танцевальные шаги. Упражнения
без предмета, с предметом из различных ИП стоя, сидя, лежа, в движении,
с использованием гимнастического инвентаря и упражнения в парах.
Уметь:
1. Выполнять простейший комплекс общеразвивающих упражнений.
2. Самостоятельно провести комплекс О.Р.У. в группе.
3. Ориентироваться в пространстве при выполнении физических упражнений
и различных видов передвижений.
Раздел 3. Развитие двигательных качеств.
Бег, ходьба в переменной интенсивности.
Выполнение различных упражнений и упражнений на тренажерах с увеличением
времени работы, интенсивности. Упражнения
на отдельные группы мышц (рук, ног, спины, живота) динамические, статические,
изометрические, с различными предметами, с партнером. Упражнения
в сгибании-разгибании, маховые упражнения, с увеличением амплитуды движений
(пассивные, активные), элементы акробатических упражнений. Упражнения
на координацию и равновесие. Упражнения на скорость выполнения движения,
на звуковой сигнал, быстрая смена исходных положений.
Уметь:
1. Пробежать в равномерном темпе по залу 5 минут (с партнером или самостоятельно).
2. Приседать в течение одной минуты.
3. Сгибать-разгибать руки в упоре о гимнастическую стенку (10-12 раз).
4. Из положения лежа на спине, ноги зафиксированы, руки за головой - сесть
8-10 раз.
5. Стоя спиной к гимнастической стенке, наклон вперед, перебирая руками
рейки, коснуться лбом коленей.
6. Удержать спину в положении лежа на животе, руки в стороны (на 10 счетов).
7. Быстрый подъем рук вверх, хлопок над головой и опустить (за 10 секунд
12-15 раз).
Раздел 4. Специальная подготовка.
Специальные упражнения для формирования
и коррекции осанки, профилактики остеохандрозов, плоскостопия, упражнения
для связочно-суставного аппарата. Упражнения
для мышц глазодвигательного аппарата и расслабления. Упражнения для совершенствования
сенсорной системы с использования звукового тира, мяча, метронома, бубна,
колокольчиков. Упражнения для развития мышечной памяти, для совершенствования
сохранных анализаторов путем идеомоторной тренировки. Дыхательные упражнения,
упражнения на расслабления и аутотренинг. Поддержание интереса учащихся
к занятиям. Использование музыкального сопровождения. Создание положительного
эмоционального фона на уроках.
Уметь.
1. Выполнять упражнения для мышц глазодвигательного аппарата (тратака).
2. Пройти по гимнастической скамейке с мешочком на голове.
3. Преодолевать препятствия, находить расположение различных ориентиров
в зале на звуковой сигнал.
4. Метать мяч в щит с использованием звука (4 из 5 попыток - отлично,
3 из 5 - хорошо, 2 из 5 - удовлетворительно).
5. Уметь достигать максимальной релаксации.
6. Уметь пользоваться сохранными анализаторами.
Раздел 5. Тесты.
ДФФС - динамика физического и функционального
состояния организма до и после курса реабилитации (антропометрические
данные, кистевой динамометр, гибкость, быстрота, скоростно-силовой показатель,
равновесие - (проба Ромберга), функциональное состояние - (”Степпер’’).
|