Программа курса «Адаптивная физическая культура»

Пояснительная записка

     Обучение эффективным приемам Адаптивной физической культуры (АФК) - один из важнейших компонентов элементарной реабилитации инвалидов по зрению. Движение - одна из главных функций организма. Она поддерживает и стимулирует физиологические процессы - дыхание, кровообращение, обмен веществ и др. Нет ни одной функции организма, которая бы не совершенствовалась при рациональном использовании физических упражнений. В процессе психофизической реабилитации незрячих АФК рассматривается как способность улучшить функциональное состояние инвалидов, повысить компенсаторные возможности, в той или иной степени свободно ориентироваться на местности, быть активно включенным в систему общественных и личных отношений, а также способность активно вырабатывать двигательные навыки и умения.
     Цели:
1. Восстановление у незрячих моральных, волевых и физических качеств, подготовка к труду.
2. Восстановление и укрепление здоровья, содействие правильному формированию и развитию утраченных двигательных навыков и умений, поддержание работоспособности.
3. Професионально-прикладная физическая подготовка незрячих с учетом особенностей будущей бытовой и трудовой деятельности.
     Задачи:
1. Повышать двигательную активность.
2. Укрепление здоровья, профилактика возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья.
3. Способствовать снижению усталости за счет мышечной и психологической нагрузки.
4. Способствовать активизации двигательных функций средствами АФК.
5. Воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями.
     АФК базируется на общей теории физической культуры. В отличие от базовой дисциплины АФК основным своим объектом познания и воздействия рассматривает больных людей, включая инвалидов. Занятия в кабинете АФК - это, прежде всего, процесс при котором в результате многократной, постепенно повышающейся физической нагрузки в организме человека наступают положительные функциональные биохимические и структурные изменения, что приводит к повышению его адаптационных возможностей, особенно важных для лиц потерявших зрение.
     Физическое состояние, которое формируется у инвалидов по зрению в процессе естественного развития, далеко от желаемого идеала. Что такое физическое состояние? Это уровень физического развития, физической подготовленности и функционального состояния важнейших систем человека - нервной, сердечно-сосудистой, мышечной, эндокринной. Для лиц, страдающих зрительной патологией, характерны гиподинамия (недостаточное напряжение в движении) и гипокинезия (недостаточный объем движений). А недостаточная двигательная активность, прежде всего, влияет на течение различных процессов в центральной нервной системе - человек становиться вялым, быстрее наступает утомление. Инвалиды по зрению, как правило, имеют изменения в опорно-двигательном аппарате - нарушение осанки, кифозы, остеохандрозы, плоскостопие - следствие чего быстрая утомляемость мышц шеи, спины, ног.
     Для лиц с патологией зрения, больше чем кому-либо необходимо развивать такие жизненно-важные качества как выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие. Должен быть предусмотрен комплекс мер для профилактики дальнейшего прогрессирования заболеваний глаз, и даже улучшение зрения - это тратака (упражнения для глазодвигательного аппарата и его расслабления).
     Специфика методов обучения основана на тифлопедагогических принципах: дифференцированного обучения, коррекционно-компенсаторной направленности с учетом целей и задач урока.
     Ведущее значение имеет словесное методическое обучение (метод объяснения). Применяется звуковой метод обучения. Контактный метод обучения.      Тестирование.
     Для проведения занятий по АФК создаются учебные группы. При комплектовании групп желательно учитывать не только возраст и степень нарушения зрения, но и особенности физического развития реабилитанта, а также наличие сопутствующих заболеваний. Нередко в возрасте 50-60 лет имеются значительные ”расхождения’’ между паспортным возрастом и тем, как себя чувствует человек, как его организм переносит физические нагрузки. И, наоборот, есть молодые люди, которые начали заниматься физическими упражнениями целенаправленно впервые только у нас в Центре.
     Формируются четыре группы:
1. Лица с нарушением зрения и с хорошей физической подготовленностью.
2. Лица с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и невысоким уровнем физической подготовленности.
3. Лица с отклонениями в состоянии здоровья и слабой физической подготовленностью.
4. Лица с выраженными отклонениями в состоянии здоровья.

     У реабилитантов Центра чаще всего встречаются такие заболевания как гипертоническая болезнь, сахарный диабет, остеохандрозы.
     Занятия по АФК следует начинать с элементарных упражнений, постоянно увеличивая нагрузку с учетом индивидуальной переносимости. Упражнения выполнять ритмично, в спокойном темпе. Допустимо легкое, быстро проходящее утомление (контроль по таблице В.А.Зотова).
     Все упражнения чередовать с дыхательными упражнениями, и упражнениями на расслабление в различных исходных положениях. Освоив умение расслабляться, желательно поддерживать и совершенствовать этот навык в быту, в труде и процессе занятий физическими упражнениями с повышенной нагрузкой. Для лиц с нарушением зрения и некоторых сопутствующих заболевания (сердечно-сосудистые, гипертонические и др.) не рекомендуются упражнения сопровождающиеся повышение внутригрудного и внутрибрюшного давления, задержки дыхания, особенно на вдохе. Так как в Центре реабилитацию проходят люди разного возраста, хотелось бы немного сказать о категории среднего и пожилого возраста.
     Занятия физическими упражнениями с этой категорией людей преследуют следующие основные задачи: оказать обще тонизирующее воздействие на организм; стимулировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем; улучшить процессы обмена веществ; поддержать полноценность жизненно-важных двигательных качеств, навыков и умений. Используя физические упражнения можно затормозить процессы старения.
     Объем программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов реабилитанты могли овладеть основой двигательных навыков и умений. Программа предусматривает также задания, требующие применения сформированных навыков и умений в более сложных, непривычных условиях.
     Из шестилетнего опыта работы в ЦМСР для инвалидов по зрению программа составлена как экспериментальная, и предусматривает дополнения и изменения по ходу ее апробации. В настоящее время иной программ не существует.
     Программа рассчитана на 42 часа.

.

Учебно-тематический план

Название разделов
Количество часов
Лекц.
Практич.
Самост.
Раздел 1. Теоретические сведения.
3
0
0
Раздел 2. Общая физическая подготовка.
0
12
2
Раздел 3. Развитие двигательных качеств.
0
17
5
Раздел 4. Специальная подготовка.
1
6
3
Раздел 5. Оценка уровня развития жизненно-важных качеств.
0
3
0
Всего:
4
38
10

 

Программа курса

     Раздел 1. Теоретические сведения.
     Роль занятий физической культуры в сохранении здоровья и продления жизни населения невозможно переоценить. Физические упражнения могут заменить отдельные лекарства, но ни одно лекарство не сможет заменить физических упражнений. Двигательная активность, физические упражнения, здоровый образ жизни являются эффективным средством профилактики заболеваний, укрепления здоровья и гармоничного развития личности.
     Ознакомление с залом, с месторасположением мебели, спортивного инвентаря, тренажеров. Соблюдение требований, дисциплинированность, внимательность, правила выполнения и поведения при выполнении заданий. Наблюдение за весом, сном, аппетитом, PS, А/Д, дыханием, самочувствием, настроением. Что такое массаж. Основные принципы массажа, виды массажа. Само массаж как помощь самому себе. Точечный массаж при срочном снятии болей, правила нахождения БАТ, виды травм, первая помощь при ранах, ушибах, растяжениях, вывихах, при носовом кровотечении, ожогах. Наложение повязок, компрессов. Правила самостоятельных занятий с учетом общего состояния организма, настроения. Разогрев мышц, от простого к сложному, от мелкого к крупному. Аутогенная тренировка и релаксация - достижение активной регуляции мышечного тонуса, снижение активности мышечных волокон, уравновешивание корковых процессов для регуляции высшей нервной деятельности и непроизвольных вегетативных функций, смягчение эмоционально-вегетативной напряженности, стимулирование воли к выздоровлению, активизация личности, повышение работоспособности. Сведения о достижениях спортсменов-инвалидов. Паролимпийские игры.
     Знать и уметь.
1. Роль Ф/В на организм.
2. Контролировать свое самочувствие на занятиях.
3. Применять БАТ в нужной ситуации.
4. Оказать первую помощь при травмах.

     Раздел 2. Общая физическая подготовка.
     Упражнения, которые развивают пространственное ориентирование, пространственные представления о действиях. Строй, шеренга, колонна, интервал, выполнение команд, формирование представлений об изменениях пространственных соотношений при поворотах на 45, 90, 180, 360 градусов. Перестроения. Различные виды ходьбы, бега. Танцевальные шаги. Упражнения без предмета, с предметом из различных ИП стоя, сидя, лежа, в движении, с использованием гимнастического инвентаря и упражнения в парах.
     Уметь:
1. Выполнять простейший комплекс общеразвивающих упражнений.
2. Самостоятельно провести комплекс О.Р.У. в группе.
3. Ориентироваться в пространстве при выполнении физических упражнений и различных видов передвижений.

     Раздел 3. Развитие двигательных качеств.
     Бег, ходьба в переменной интенсивности. Выполнение различных упражнений и упражнений на тренажерах с увеличением времени работы, интенсивности.      Упражнения на отдельные группы мышц (рук, ног, спины, живота) динамические, статические, изометрические, с различными предметами, с партнером.      Упражнения в сгибании-разгибании, маховые упражнения, с увеличением амплитуды движений (пассивные, активные), элементы акробатических упражнений.      Упражнения на координацию и равновесие. Упражнения на скорость выполнения движения, на звуковой сигнал, быстрая смена исходных положений.
     Уметь:
1. Пробежать в равномерном темпе по залу 5 минут (с партнером или самостоятельно).
2. Приседать в течение одной минуты.
3. Сгибать-разгибать руки в упоре о гимнастическую стенку (10-12 раз).
4. Из положения лежа на спине, ноги зафиксированы, руки за головой - сесть 8-10 раз.
5. Стоя спиной к гимнастической стенке, наклон вперед, перебирая руками рейки, коснуться лбом коленей.
6. Удержать спину в положении лежа на животе, руки в стороны (на 10 счетов).
7. Быстрый подъем рук вверх, хлопок над головой и опустить (за 10 секунд 12-15 раз).

     Раздел 4. Специальная подготовка.
     Специальные упражнения для формирования и коррекции осанки, профилактики остеохандрозов, плоскостопия, упражнения для связочно-суставного аппарата.      Упражнения для мышц глазодвигательного аппарата и расслабления. Упражнения для совершенствования сенсорной системы с использования звукового тира, мяча, метронома, бубна, колокольчиков. Упражнения для развития мышечной памяти, для совершенствования сохранных анализаторов путем идеомоторной тренировки. Дыхательные упражнения, упражнения на расслабления и аутотренинг. Поддержание интереса учащихся к занятиям. Использование музыкального сопровождения. Создание положительного эмоционального фона на уроках.
     Уметь.
1. Выполнять упражнения для мышц глазодвигательного аппарата (тратака).
2. Пройти по гимнастической скамейке с мешочком на голове.
3. Преодолевать препятствия, находить расположение различных ориентиров в зале на звуковой сигнал.
4. Метать мяч в щит с использованием звука (4 из 5 попыток - отлично, 3 из 5 - хорошо, 2 из 5 - удовлетворительно).
5. Уметь достигать максимальной релаксации.
6. Уметь пользоваться сохранными анализаторами.

      Раздел 5. Тесты.
     ДФФС - динамика физического и функционального состояния организма до и после курса реабилитации (антропометрические данные, кистевой динамометр, гибкость, быстрота, скоростно-силовой показатель, равновесие - (проба Ромберга), функциональное состояние - (”Степпер’’).

 

Рекомендуемая литература для реабилетантов

1. Э.С.Аветисов, Е.И.Ливадо, Ю.И.Курпан “Физкультура при близорукости’’, М, 1993г.
2. Е.А.Оренус, А.Ю.Шипунов “Как самому восстановить зрение’’, М, 1998г.
3. П.Брегг, Р.Нордемар “Позвоночник - путь к здоровью’’, С.Пб, 1999г.
4. А.Я.Тихонова “Как сохранить и восстановить зрение’’, М, 1994г.
5. М.А.Корхин, И.М.Робирович ”Лечебная физкультура в домашних условиях’’, Лениздат, 1990г.
6. М.Норбеков ”Опыт дурака, или ключ к прозрению». Как избавиться от очков’’, С.Пб, 2000г.

 

Литература

1. Е.А.Пирогов, Л.Я.Иващенко, Н.П.Страпко “Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека’’, Киев, ”Здоровье’’, 1986г.
2. А.И.Боин ”Современные теоретико-методические основы обучения двигательным действиям’’, М, 1989г.
3. Е.Г.Мильнер ”Формула жизни. Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры’’, М, 1991г.
4. Маргарет Д’Корбет “как приобрести хорошее зрение’’, С.Пб, 1995г.
5. М.И.Земцова ”Учителю о детях с нарушением зрения’’, М,1973г.
6. А.Литвак “Тифлопсихология’’, М, 1985г.
7. Г.Г.Демерчоглян ”Школа здоровых глаз’’, С.Пб, 1996г.

 

 

Hosted by uCoz