Пояснительная записка
Обучение печатанию на плоскопечатной пишущей
машине является одним из направлений элементарной реабилитации инвалидов
по зрению.
Печатание на пишущей машине оказывает незрячему
не только неоценимую помощь в овладении одним из средств массовой коммуникации,
но и является базой для дальнейшего овладения навыками пользования компьютерами.
Это дает возможность дистанционного общения со зрячими людьми, расширения
сферы своей профессиональной деятельности и, в конечном итоге, помогает
более успешно решать проблему интеграции инвалидов по зрению в общество.
Настоящая программа по обучению плоскопечатной
машинописи инвалидов по зрению составлена на основе обобщения многолетнего
опыта работы Санкт-Петербургского Центра медико-социальной реабилитации
для инвалидов по зрению, а также на основе анализа существующих программ
Центра.
За время обучения реабилитант должен овладеть
необходимыми знаниями, умениями, навыками:
- знать основные детали пишущей машины и их назначение;
- уметь вложить бумагу в машину;
- уметь установить поля, интервал между строками;
- приобрести навык печатания, полностью овладев клавиатурой;
- уметь составить необходимые личные документы.
Главная задача процесса обучения машинописи
- формирование навыка печатания. В процессе освоения клавиатуры происходит
превращение умения в навык при постепенном отключении контроля за отдельными
движениями каждого пальца и сохранении контроля за всей деятельностью
в целом. Автоматизм движения рук и выработанный ритм являются основой
правильного печатания.
Данная программа предполагает обучение инвалидов
1 и 2-й групп по зрению. При этом учитываются:
1. Индивидуальные особенности сохранных анализаторов.
2. Наличие сопутствующих дефектов.
3. Особенности протекания психических процессов (память, внимание, мышление
и т.д.).
4. Возраст.
5. Образование.
Особенность контингента обуславливает дифференцированный
подход обучения, который заключается в следующем:
- в изменении количества часов, отведенных на ту или иную тему;
- в исключении темы или подтемы, или в необходимости введения дополнительных
тем;
- в изменении последовательности изучения материала внутри темы;
- в изменении последовательности изучения темы;
Кроме дифференцированного подхода осуществляется
индивидуализация программы в тех случаях, когда это необходимо.
При обучении используется слепой десятипальцевый
метод. Обучение незрячих по этому методу имеет свои особенности: отсутствие
зрительного контроля, которое не сказывается отрицательно на первоначальном
этапе обучения, затрудняет контроль за ошибками в дальнейшем.
Нужно систематически развивать навык самоконтроля,
поэтому с самого начала обучения слепому десятипальцевому методу необходим
постоянный контроль преподавателя, который должен подтверждать ошибки,
замеченные реабилитантом и указывать на незамеченные. Тогда, при достижении
начального уровня автоматизма, обучаемый начинает «чувствовать» свои ошибки,
то есть он отмечает неточное движение пальцев. Но, указание на ошибки
со стороны преподавателя не должно ни в коей мере сковывать реабилитанта,
создавать ощущение препятствия или ожидания отрицательной оценки. Необходимо,
чтобы буквы при печатании слов повторялось про себя, а если возможно,
то и вслух, чтобы подключить и слуховую память к процессу обучения. Нужно,
чтобы реабилитант помнил смысл слов, иначе печатание превращается в бессмысленное
движение пальцев. С первых же занятий надо уделять большое внимание выработке
ритма печатания (в дальнейшем для этого можно использовать музыку нужного
ритма).
Для более быстрого нахождения основного
ряда используется простое приспособление, которое значительно облегчает
ориентирование на клавиатуре: буквы «а» и «о», находящиеся в зоне указательных
пальцев, отмечаются либо кусочком лейкопластыря, либо обыкновенным канцелярским
клеем в виде точек. Порядок букв запоминается построчно, то есть запоминается
строчка «ФЫВА» и «ОЛДЖ».
Изучение 3 и 1 рядов клавиатуры целесообразно
проводить не построчно, а путем отработки удара по каждой клавише в отдельности.
Сначала необходимо объяснить движение к клавише, а затем отрабатывать
сочетание букв в слове (односложные, двусложные и т.д.)), пока движение
к букве не будет отработано и удар не будет освоен. Следует обратить внимание
реабилитантов на смещение рядов клавиатуры относительно друг друга.
После освоения буквенных рядов переходим
к освоению 4-го ряда клавиатуры. Изучение знаков препинания идет совместно
с фразовыми и текстовыми тренировками для развития техники письма.
Обучение должно строиться таким образом,
чтобы практические упражнения чередовались с теоретическими материалами.
Это дает дополнительный отдых рукам и утомление наступает медленнее. Умение
печатания формируется в упражнениях, поэтому они составляют основную часть
занятий. Для учащихся со слабо развитой моторикой рук или с нарушением
ее необходимы специальные занятия по подготовке рук к печатанию, которые
составляют подготовительный этап обучения машинописи.
По окончании курса обучения плоскопечатной
машинописи все учащиеся достигают разного уровня усвоения материала. как
было сказано выше, уровень усвоения материала зависит от индивидуальных
особенностей протекания психических процессов и др. Их условно можно разделить
на слудующие группы:
I группа - 0 уровень - закладка бумаги в машину с посторонней помощью.
Изучение клавиатуры в пределах основного ряда, печатание простых слов
и словосочетаний из букв основного ряда клавиатуры.
II группа - 1 уровень - самостоятельная закладка бумаги в машину. Знание
отдельных основных деталей пишущей машины. Изучение клавиатуры в пределах
основного, верхнего и частично нижнего рядов.
III группа - 2 уровень - самостоятельная закладка бумаги в машину, знание
основных деталей пишущей машины, их назначение. Изучены: буквенные ряды
клавиатуры, знаки препинания, цифры. Печатание под диктовку текстов различной
степени сложности. Допускается наличие нескольких опечаток в тексте.
IV группа - 3 уровнь - самостоятельная закладка бумаги в машину, знание
основных деталей пишущей машины, их назначение. Клавиатура пишущей машины
освоена полностью. Учащиеся могут оформить машинописные работы, напечатать
заявление, расписку и т.д. Печатание практически без ошибок.
Курс рассчитан на 4 часа лекционных занятий,
56 часов практических занятий, 15 часов самостоятельных занятий. Всего
- 75 часов.
|