Программа курса «Плоскопечатная машинопись»

Пояснительная записка

     Обучение печатанию на плоскопечатной пишущей машине является одним из направлений элементарной реабилитации инвалидов по зрению.
     Печатание на пишущей машине оказывает незрячему не только неоценимую помощь в овладении одним из средств массовой коммуникации, но и является базой для дальнейшего овладения навыками пользования компьютерами. Это дает возможность дистанционного общения со зрячими людьми, расширения сферы своей профессиональной деятельности и, в конечном итоге, помогает более успешно решать проблему интеграции инвалидов по зрению в общество.
     Настоящая программа по обучению плоскопечатной машинописи инвалидов по зрению составлена на основе обобщения многолетнего опыта работы Санкт-Петербургского Центра медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению, а также на основе анализа существующих программ Центра.
     За время обучения реабилитант должен овладеть необходимыми знаниями, умениями, навыками:
- знать основные детали пишущей машины и их назначение;
- уметь вложить бумагу в машину;
- уметь установить поля, интервал между строками;
- приобрести навык печатания, полностью овладев клавиатурой;
- уметь составить необходимые личные документы.
     Главная задача процесса обучения машинописи - формирование навыка печатания. В процессе освоения клавиатуры происходит превращение умения в навык при постепенном отключении контроля за отдельными движениями каждого пальца и сохранении контроля за всей деятельностью в целом. Автоматизм движения рук и выработанный ритм являются основой правильного печатания.
     Данная программа предполагает обучение инвалидов 1 и 2-й групп по зрению. При этом учитываются:
1. Индивидуальные особенности сохранных анализаторов.
2. Наличие сопутствующих дефектов.
3. Особенности протекания психических процессов (память, внимание, мышление и т.д.).
4. Возраст.
5. Образование.
     Особенность контингента обуславливает дифференцированный подход обучения, который заключается в следующем:
- в изменении количества часов, отведенных на ту или иную тему;
- в исключении темы или подтемы, или в необходимости введения дополнительных тем;
- в изменении последовательности изучения материала внутри темы;
- в изменении последовательности изучения темы;
     Кроме дифференцированного подхода осуществляется индивидуализация программы в тех случаях, когда это необходимо.
     При обучении используется слепой десятипальцевый метод. Обучение незрячих по этому методу имеет свои особенности: отсутствие зрительного контроля, которое не сказывается отрицательно на первоначальном этапе обучения, затрудняет контроль за ошибками в дальнейшем.
     Нужно систематически развивать навык самоконтроля, поэтому с самого начала обучения слепому десятипальцевому методу необходим постоянный контроль преподавателя, который должен подтверждать ошибки, замеченные реабилитантом и указывать на незамеченные. Тогда, при достижении начального уровня автоматизма, обучаемый начинает «чувствовать» свои ошибки, то есть он отмечает неточное движение пальцев. Но, указание на ошибки со стороны преподавателя не должно ни в коей мере сковывать реабилитанта, создавать ощущение препятствия или ожидания отрицательной оценки. Необходимо, чтобы буквы при печатании слов повторялось про себя, а если возможно, то и вслух, чтобы подключить и слуховую память к процессу обучения. Нужно, чтобы реабилитант помнил смысл слов, иначе печатание превращается в бессмысленное движение пальцев. С первых же занятий надо уделять большое внимание выработке ритма печатания (в дальнейшем для этого можно использовать музыку нужного ритма).
     Для более быстрого нахождения основного ряда используется простое приспособление, которое значительно облегчает ориентирование на клавиатуре: буквы «а» и «о», находящиеся в зоне указательных пальцев, отмечаются либо кусочком лейкопластыря, либо обыкновенным канцелярским клеем в виде точек. Порядок букв запоминается построчно, то есть запоминается строчка «ФЫВА» и «ОЛДЖ».
     Изучение 3 и 1 рядов клавиатуры целесообразно проводить не построчно, а путем отработки удара по каждой клавише в отдельности. Сначала необходимо объяснить движение к клавише, а затем отрабатывать сочетание букв в слове (односложные, двусложные и т.д.)), пока движение к букве не будет отработано и удар не будет освоен. Следует обратить внимание реабилитантов на смещение рядов клавиатуры относительно друг друга.
     После освоения буквенных рядов переходим к освоению 4-го ряда клавиатуры. Изучение знаков препинания идет совместно с фразовыми и текстовыми тренировками для развития техники письма.
     Обучение должно строиться таким образом, чтобы практические упражнения чередовались с теоретическими материалами. Это дает дополнительный отдых рукам и утомление наступает медленнее. Умение печатания формируется в упражнениях, поэтому они составляют основную часть занятий. Для учащихся со слабо развитой моторикой рук или с нарушением ее необходимы специальные занятия по подготовке рук к печатанию, которые составляют подготовительный этап обучения машинописи.
     По окончании курса обучения плоскопечатной машинописи все учащиеся достигают разного уровня усвоения материала. как было сказано выше, уровень усвоения материала зависит от индивидуальных особенностей протекания психических процессов и др. Их условно можно разделить на слудующие группы:
I группа - 0 уровень - закладка бумаги в машину с посторонней помощью. Изучение клавиатуры в пределах основного ряда, печатание простых слов и словосочетаний из букв основного ряда клавиатуры.
II группа - 1 уровень - самостоятельная закладка бумаги в машину. Знание отдельных основных деталей пишущей машины. Изучение клавиатуры в пределах основного, верхнего и частично нижнего рядов.
III группа - 2 уровень - самостоятельная закладка бумаги в машину, знание основных деталей пишущей машины, их назначение. Изучены: буквенные ряды клавиатуры, знаки препинания, цифры. Печатание под диктовку текстов различной степени сложности. Допускается наличие нескольких опечаток в тексте.
IV группа - 3 уровнь - самостоятельная закладка бумаги в машину, знание основных деталей пишущей машины, их назначение. Клавиатура пишущей машины освоена полностью. Учащиеся могут оформить машинописные работы, напечатать заявление, расписку и т.д. Печатание практически без ошибок.
     Курс рассчитан на 4 часа лекционных занятий, 56 часов практических занятий, 15 часов самостоятельных занятий. Всего - 75 часов.

 

Учебно-тематический план

Название разделов
Количество часов
Лекц.
Практич.
Самост.
Раздел 1. Краткая историческая справка о пишущей машине.
1
0
0
Раздел 2. Определене уровня готовности учащихся.
0
2
0
Раздел 3. Основные детали пишущей машинки и их назначение.
1
1
0
Раздел 4. Подготовка пишущей машины к работе .
0
1
1
Раздел 5. Постановка рук и изучение основного ряда клавиатуры.
1
11
2
Раздел 6. Изучение верхнего ряда клавиатуры.
0
12
3
Раздел 7. Изучение нижнего ряда клавиатуры.
0
12
3
Раздел 8. Изучение четвертого ряда клавиатуры.
0
12
3
Раздел 9. Комбинированные тексты с использованием всей клавиатуры.
1
5
3
Всего:
4
56
15

 

Программа курса

     Раздел 1. Краткая историческая справка о пишущей машине.
     Классификация пишущих машин (портативные, канцелярские, электрические, электрическая пишущая машина «Ятрань» с брайлевским выходом). Правила эксплуатации и уход за машиной.
     Реабилитант должен знать:
- типы пишущих машин;
- уметь рассказать особенности каждого типа машин;
- правила эксплуатации пишущих машин.
     Реабилитант должен уметь:
- осуществлять правильный уход за пишущей машиной.
     Контрольные задания: опрос.

     Раздел 2. Определение уровня готовности учащихся.
     Развитие мелкой моторики кистей рук. Использование специальной гимнастики для пальцев рук. Модификация игры «Реверси». Использование различных мозаик.

     Раздел 3. Основные детали пишущей машины и их назначение.
     Знакомство с основными деталями пишущей машины: корпус, каретка, бумагоопорный вал, рычаг освобождения вала, интервальная ручка, рычаг свободного хода каретки.
     Реабилитант должен знать:
- основные детали пишущей машины.
     Уметь:
- показать основные детали пишущей машины.
     Контроль:
- опрос по основным деталям пишущей машины.
     Оборудование: пишущая машина.

     Раздел 4. Подготовка пишущей машины к работе.
     Правила закладывания бумаги в машину, виды полей, установка полей, принцип работы ленточного механизма, установление интервала.
     Реабилитант должен уметь:
- заправить бумагу в машину;
- установить интервал;
- установить поля.

     Раздел 5. Постановка рук и изучение основного ряда клавиатуры.
     Отработка удара по клавишам основного ряда Понятие о темпе и ритме машинописи.
     Отработка удара левой рукой основного ряда клавиатуры (фывап).
     Отработка удара правой рукой основного ряда клавиатуры (ролджэ).
     Написание слов и коротких фраз из букв основного ряда клавиатуры.
     Реабилитант должен уметь:
- печатать в медленном ритме буквы основного ряда;
- печатать короткие слова из букв основного ряда;
- печатать короткие фразы из букв основного ряда.
     Контрольные задания:
- печатание спец. упражнений из сборника.

     Раздел 6. Изучение верхнего ряда клавиатуры.
     Отработка удара левой рукой по клавишам верхнего ряда клавиатуры.
     Отработка удара правой рукой по клавишам верхнего ряда клавиатуры.
     Написание слов и коротких фраз из букв верхнего и основного рядов клавиатуры.
     Реабилитант должен знать:
- расположение букв основного и верхнего рядов клавиатуры и соответствие букв и пальцев руки.
     Реабилитант должен уметь:
- печатать короткие слова (фразы) из букв основного и верхнего рядов клавиатуры.
     Контрольные вопросы:
Каким пальцем мы печатаем «Й» и так далее по изученному ряду клавиатуры.
     Контрольные задания:
Печатание изученных слов и фраз, состоящих из букв основного и верхнего рядов клавиатуры из сборника.

     Раздел 7. Изучение нижнего ряда клавиатуры.
     Отработка удара левой рукой по клавишам нижнего ряда клавиатуры. Отработка удара правой рукой по клавишам нижнего ряда клавиатуры. Написание слов и коротких фраз из букв нижнего и основного рядов. Написание слов и фраз с использованием всех букв клавиатуры.
     Реабилитант должен знать:
- расположение всех букв на клавиатуре.
     Уметь:
- печатать слова и короткие фразы с использованием всех букв клавиатуры.
     Контрольные задания:
- печатание специальных упражнений из сборника.

     Раздел 8. Изучение четвертого ряда клавиатуры.
     Отработка удара левой рукой по клавишам четвертого ряда клавиатуры.
     Отработка удара правой рукой по клавишам четвертого ряда клавиатуры.
     Использование регистра большой буквы при печатании цифр. Печатание слов со знаками препинания. Цифровой текст.
     Реабилитант должен знать:
- правила печатания знаков препинания и цифр.
     Реабилитант должен уметь:
- использовать при печатании знаки препинания и цифры.
     Контрольные задания:
- цифровой диктант, слова со знаками препинания.

     Раздел 9. Комбинированные тексты с использованием всей клавиатуры.
     Текст с использованием чисел. Текст со знаками препинания. Психокоррекционные тексты.
     Реабилитант должен знать:
- расположение букв, знаков препинания, цифр на клавиатуре
     Реабилитант должен уметь:
- использовать цифры и знаки препинания в тексте.
     Контрольные задания:
- комбинированный текст с использованием цифр и знаков препинания.

 

Литература

1. «Как научить слепого печатать на пишущей машинке». Гудков Ю.В., М., 1987
2. «Машинопись и делопроизводство». Кузнецова А.И., М., 1987.
3. «Машинопись» Озеран А.Б., М., 1976.

 

 

Hosted by uCoz