Программа курса
Раздел 1. Общие вопросы организации
домашнего хозяйства.
Преподаватель знакомит реабилитантов с задачами
курса и его содержанием, изучает уровень готовности реабилитанта к обучению
и его индивидуальные особенности. Проводится практическое ориентирование
в кабинете.
Все инвалиды по зрению знакомятся с «брайлевскими»
часами, а лица с остаточным зрением - дополнительно с часами для слабовидящих.
Календари с рельефно-точечным шрифтом предлагаются для первоначального
ознакомления.
Изучают приемы различения монет (по размеру,
весу, наличию надписей, качеству металла) и купюр (система рельефных меток
на полях купюр), рекомендуем для удобного хранения и различения монет
- монетницы, купюр - портмоне с определенной укладкой купюр (слабовидящие
могут дополнительно ориентироваться на цвет купюр и применять оптические
средства). Следует ознакомить учащихся с планированием семейного бюджета,
возможностями, которые представляют сберегательные кассы (банки).
Реабилитанты знакомятся с настольными играми
для незрячих и конструкторами, даются рекомендации по адаптированию игр
с учетом дефекта.
По изучении раздела реабилитант должен представлять
содержание курса, выделить наиболее актуальные для себя темы и уметь ориентироваться
в кабинете; знать о разновидностях часов для инвалидов по зрению и уметь
правильно их эксплуатировать: выставлять время, заводить, определять время
по 2 - 3 (минимально, этот показатель зависит от уровня тактильной чувствительности)
видам часов; уметь различать монеты и купюры (в зависимости от развития
тактильного анализатора), пользоваться монетницей, знать дополнительные
приемы различения купюр; овладеть 1 - 2 видами понравившихся им игр, использовать
их во внеучебное время.
Оборудование: часы «брайлевские» - будильник
«Слава», карманные «Молния», наручные мужские «Ракета», таймер с рельефной
шкалой, часы для незрячих шахматистов; часы наручные для слабовидящих
«Ракета» (желательно иметь два вида циферблата: черный и белый), часы
с синтезатором речи - будильник и наручные. Календари «брайлевские» -
табель-календарь на год и перекидной календарь; набор монет и купюр, монетница,
портмоне; шахматы и шашки, нарды с тифлодоработкой, танграмм, реверси,
кубик Рубика с тифлодоработкой, домино, пластмассовый конструктор.
Раздел 2. Личная гигиена.
Учащиеся знакомятся с комплексом упражнений
для глаз «Тратака». Обучаются пальмингу и другим упражнениям для снятия
зрительного напряжения. Слабовидящим учащимся
следует напомнить о правильном обращении с очками.
Особенно эта тема актуальна, когда реабилитант
педагогически запущен или слишком невелик стаж слепоты, наступившей внезапно.
Учим умыванию, чистке зубов, причесыванию, стрижке и подпиливанию ногтей,
бритью. Даются сведения о применении системы меток на гигиенических средствах.
Если уровень реабилитантов достаточно высок, раздел разнообразиться: даются
рецепты и приемы наложения масок, вопросы применения декоративной косметики,
простейшего самомассажа (кисти рук).
Реабилитанты учатся пользоваться электробритвой
и электрофеном, щипцами для волос (или электробигуди). Также следует обучить
реабилитантов применению системы меток, рациональному размещению и хранению
необходимых лекарственных средств.
По изучении раздела реабилитант должен уметь
выполнять гигиенические требования охраны зрения: промывать глаза, сделать
простейший компресс, пользоваться отдельным чистым платком для глаз, изучить
и ежедневно выполнять упражнения для глаз; знать о разнообразии средств
личной гигиены, способах их различения и уметь без посторонней помощи
осуществлять гигиенические операции; различать основные лекарственные
средства, применяемые им и выработать систему их опознования. Реабилитант
должен уметь пользоваться электробритвой (мужчина), феном для сушки и
укладки волос, электрощипцами (женщины).
Оборудование: зубные щетки и паста, расчески,
зеркало (для слабовидящих), ножницы с закругленными концами, пилка для
ногтей. Картотека средств личной гигиены и косметики. Электробритва, электрофен,
электрощипцы для волос, набор тактильных меток, упаковка лекарств.
Раздел 3. Уход за квартирой и современный
интерьер.
Следует дать сведения о рациональном применении
и размещении инвентаря и средств для уборки. Обучить приемам вытирания
пыли и уборки пола.
Реабилитанты знакомятся с правилами мытья
окон, дверей, уходом за мягкой мебелью и ковровыми изделиями. Учатся пользоваться
пылесосом, знакомятся с разнообразием чистящих и моющих средств и критериями
их выбора; получают представления о создании современного интерьера с
учетом тифлофактора, учатся пользоваться рулеткой с тифлодоработкой и
подручными средствами для производства измерений в своем жилище; знакомятся
с навыками безопасного обращения с необходимыми инструментами: молоток,
отвертка и средствами (клей).
По прохождении темы реабилитант должен знать
о необходимости ежедневной влажной уборки, моющих средствах и уметь вытирать
пыль и убирать пол влажным способом; знать приемы и средства ухода за
мягкой мебелью и ковровыми изделиями, уметь пользоваться пылесосом; ознакомиться
с основными принципами создания рационального интерьера, его освещенности
(для лиц с остаточным зрением), уметь производить измерения с помощью
рулетки; уметь вбить гвоздь, пользоваться отверткой.
Оборудование: хозяйственные тряпки, салфетка
«Уют», швабра, совок, ведро; склиз, пылесос с насадками, картотека СМС
(синтетических моющих средств); рулетки с тифлодоработкой, шнур с узелками;
приспособления для забивания гвоздей (тифлоразработка), гвозди, шурупы,
отвертки, доска.
Раздел 4. Одежда и уход за ней.
Даются рекомендации о подборе одежды, снятии
необходимых мерок для определения размера. Учащиеся знакомятся со способами
различения одежды, применению меток, завязыванием галстука и платка. Одновременно
следует тренировать тактильную чувствительность (различение материалов,
из которых сделаны изделия); изучение приемов сухой чистки одежды щеткой
и пылесосом, влажной чистки наиболее загрязненных мест.
Эксплуатация электроутюга, установка гладильной
доски. Даются сведения о выборе температурного режима глажения, чистке
утюга, отрабатываются приемы глажения и отпаривания прямого и фасонного
белья, пользования пароувлажнителем, разбрызгивателем, проутюжильником.
По изучении темы реабилитант должен знать
о способах различения одежды и уметь правильно определить свои размеры;
уметь завязать галстук и/или шейный платок; чистить одежду щеткой, знать
о применении чистящих и пятновыводящих средств; соблюдать принципы хранения
и одежды и белья; самостоятельно выстирать небольшую вещь и обладать сведениями
о применении СМС для стирки и обработки белья; о выборе температурного
режима и его установке, самостоятельно выгладить небольшую вещь.
Оборудование: брайлевская портновская мера,
таблица размеров, принятых в других странах; галстуки, платки, зеркало;
щетки одежные, пылесос, плечики, картотека СМС; таз, щетки для стирки;
электроутюг, доска для глажения, воронка, мелок для чистки утюга, разбрызгиватель,
одежда для глажения; ткань для отпаривания.
Раздел 5. Уход за обувью.
Правила выбора обуви, удобной для незрячего.
Приемы мытья, чистки и сушки обуви, средства по уходу за ней. Полезные
советы по уходу за разнообразной обувью (замшевой, лаковой, резиновой
и т.д.).
Следует ознакомить реабилитантов как с промышленно
выпускаемыми зацепами для обуви, так и самодельными приспособлениями и
средствами. Мелкий ремонт обуви для незрячих труден, следует порекомендовать
приемы склеивания и, в отдельных случаях, прошивания.
По изучении темы реабилитант должен уметь
шнуровать, мыть и чистить обувь, обладать сведениями о выборе обуви и
средств по уходу за ней; пользоваться приспособлениями против скольжения
обуви.
Оборудование: модель для шнуровки и чистки,
щетки, крем для обуви, суконка или бархатка, электроприбор для сушки обуви,
картотека средств по уходу за обувью; приспособления против скольжения
- зацепы 2-х видов.
Раздел 6. Ремонт одежды и рукоделие.
Обучающимся даются сведения о самом необходимом
инвентаре, рациональном его размещении, применении системы меток; о вдевании
нити в иглу с помощью 2-х типов нитковдевателей (ручной и полуавтоматический),
об особых иглах, имеющих разъем сверху. Реабилитантам предлагают обследовать
и пришить пуговицы разнообразные по форме и размеру, на ножке, с двумя
и четырьмя отверстиями, рассказывается о различных способах пришивания
пуговиц, кнопок и крючков. Восстанавливаются или формируются навыки выполнения
ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «через край», «петельчатый».
Реабилитантам даются основные сведения и
вырабатываются навыки по ремонту одежды: изготовление петель, вешалок,
постановки заплат, штопке, пришиванию тесьмы, вшиванию молний; помимо
общепринятых, возможно применение альтернативных способов ремонта - склеивание,
термоаппликация.
Для незрячих предпочтительнее ножные машинки
или с электроприводом т.к. они позволяют работать двумя руками. Следует
показать реабилитантам основные детали швейной машинки и научить их заправлять
верхнюю нить (помощью нитковдевателя) и нижнюю. Для шитья рекомендуется
использовать предложенную Б.И. Коваленко специальную лапку с предохранительной
пластинкой и ступенчатым срезом, который позволяет при помощи осязания
делать прямой шов требуемой ширины. Заинтересованным реабилитантам показываем
выполнение двух видов швов: прямой и зигзаг.
По изучении раздела реабилитант должен знать
и различать принадлежности для шитья и ремонта одежды, ориентироваться
в шкатулке для рукоделия, которой будет далее пользоваться; уметь пользоваться
нитковдевателем, делать двойную нить, завязывать узелок на конце, обладать
сведениями о приемах пришивания пуговиц, крючков, кнопок, уметь пришить
три вида пуговиц; уметь сметать небольшое изделие; знать о назначении
различных швов и уметь их выполнять на ткани; производить операции по
ремонту одежды - вдевание резинок и шнурков, пришивание вешалок, выполнение
петель прорезных и воздушных, подгибка края изделия и его обметка, наложение
заплат и штопка.
Реабилитанты должны самостоятельно или с
небольшой консультативной помощью педагога сшить небольшое изделие; иметь
представление о работе ножной швейной машины.
Оборудование: шкатулка для рукоделия с набором
игл и нитей, наперстки, распарыватель, точилка для ножниц, ножницы с закругленными
концами, магнитная скрепочница, брайлевская портновская мера и линейка
(14 см), одежная фурнитура; 2-а вида нитковдевателя, иглы с разъемом,
распарыватель, различные виды тканей, грибок для штопки со струбциной,
трафареты, макеты, образцы швов и видов изделий, выкройки, ножная швейная
машина, ручная машина типа «Стежок».
Раздел 7. Приготовление пищи.
Ориентировка на кухне, рациональное размещение
оборудования, инвентарь, тифлоприспособления. Техника безопасности и правила
эксплуатации плит, холодильника, электроприборов для приготовления пищи.
Учащиеся знакомятся с правилами первичной
обработки разнообразных продуктов, основными способами их кулинарной обработки
(варка, жарение, тушение, выпечка), особое внимание при этом уделяется
использованию сохранных анализаторов при выполнении этих действий.
Знакомим со специальными дозаторами и использованием
таблицы мер и весов, подручных средств.
Даются теоретические сведения о приготовлении
разнообразных блюд, особое внимание уделяется простым и доступным для
выполнения без участия зрительного контроля.
Лица с нарушениями зрения знакомятся с сервировкой,
правилами поведения за столом, питанием в соответствии с заболеванием
(понятие диететики).
По изучении темы реабилитант должен иметь
представление о программе по приготовлению пищи, уметь ориентироваться
на кухне, пользоваться плитой, дозировать жидкие и сыпучие продукты и
блюда; первично обрабатывать продукты, освоить основные приемы приготовления
пищи, знать рецепты базовых блюд.
Уметь накрыть и убрать со стола, ухаживать за посудой и инвентарем, иметь
представление о застольном этикете.
Оборудование: плита, зажигалки, чайник со
свистком и обычный, весы с тифлодоработкой, дозаторы для определения уровня
жидкостей и для сыпучих продуктов, посуда в ассортименте, СМС, холодильник,
набор тактильных меток, таблица мер и весов, ножи и нож-дозатор, тостер/ростер
и другие кухонные электроприборы, доски, овощечистки, сковорода, цедилка,
дуршлаг, сторож для молока, рыбочистка, мясорубка с набором решеток и
другие необходимые предметы кухонного инвентаря.
Продукты в соответствии с рецептами приготовляемых
блюд.
|