Программа курса «Изучение системы Брайля»

Пояснительная записка

     Обучение чтению, письму и печатанию по Брайлю признается одним из важнейших компонентов элементарной реабилитации незрячих, потому что невозможность чтения и письма создает не только информационный дефицит, но и психологический дискомфорт, который усиливается тем, что не умея читать и писать, взрослый инвалид перегружает свою память излишней информацией.
     Без знания рельефно-точечного шрифта затруднено самообразование незрячего, а именно самообразование является одним из способов преодоления внутренних психологических проблем для лиц со зрительной депривацией.
     Жизненно необходим Брайль работникам интеллектуального труда, так как получение образования или сохранение профессионального статуса невозможно без чтения и письма, а Брайль по-прежнему остается единственной универсальной системой чтения и письма без зрения.
     Кроме того, большое значение системы Брайля в элементарной реабилитации обуславливается и тем, что он необходим для изучения ряда других дичциплин. Так, например, на занятиях по тифлографике, пространственному ориентированию, домоводству используются пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом, рельефные планы, пользование которыми невозможно без знания системы Брайля.
     Главная цель курса состоит в ознакомлении инвалидов по зрению с системой обозначений Л.Брайля и формирование у них устойчивых умений читать и писать на ее основе, а также умений и навыков пользования основными тифлотехническими средствами.
     Достижению этой цели способствует ознакомление незрячих с историей возникновения и развития шрифтов слепых, с различными видами письменных приборов и пишущих машинок для незрячих и обучение письму на них: с основными техническими средствами, используемыми при обучении системе Брайля; формирование у них умения читать рельефно-точечным шрифтом литературного и математического текстов; формирование умения использовать шрифт Брайля для изучения смежных предметов и в собственном жизненном опыте.
     В программу курса включены темы, изучение которых обеспечивает незрячему необходимый уровень знаний.
     В программу входят 5 разделов:
1. Общее знакомство с системой Брайля.
2. Изучение букв, цифр, знаков препинания.
3. Изучение математических знаков.
4. Закрепление умений и навыков письма, чтения и печатания.
5. Письмо по Гебольду и плоскопечатным шрифтом..
     Письмо по Гебольду является средством коммуникации со зрячими, но в методике обучения имеет элементы, присущие письму по Брайлю (прибор, девятиточие), поэтому, этот раздел, завершающий курс обучения, решает самостоятельные задачи:
1. Восстановление представлений о плоскопечатных буквах и цифрах;
2. Формирование навыка письма плоскопечатных букв и цифр без зрительного контроля, с использованием прибора и трафаретов.
     Основной формой проведения занятий по изучению системы Брайля является практическое занятие. Кроме них предусматриваются лекционные занятия и самостоятельная работа.
     На самостоятельную работу отводится 20 учебных часов. Тематика, объем и содержание заданий для самостоятельного выполнения определяется дифференцированно, в зависимости от индивидуальных особенностей контингента учащихся, степени сохранности зрения.
     Программа обучения чтению и письму по системе Брайля предполагает обучение инвалидов 1 и 2 группы.
     Обучение инвалидов 2-й группы по зрению с относительно высокой различительной способностью зрения обуславливается глубиной и распостраненностью патологического процесса, наличием прогрессирующего течения заболевания, а также социальной направленностью личности на овладение системой Брайля.
     Указанные особенности контингента учащихся, а также признание принципов гуманистической педагогики, провозглашающей личность человека самой большой ценностью, обязывает создавать условия максимального развития этой личности. Базовыми положениями курса является признание дифференцированного подхода к обучению чтению и письму по системе Брайля, который реализуется в следующем: в вариантности количества часов, отведенных на ту или иную тему, в исключении темы или введении по мере необходимости дополнительных тем, в изменении последовательности изучения тем.
     В процессе обучения рельефно-точечному шрифту учитываются следующие индивидуальные особенности учащихся:
1. Характеристика зрения и перспектива его сохранения.
2. Тактильная чувствительность и причина ее снижения.
3. Сопутствующие соматические заболевания и физические отклонения.
4. Возраст.
5. Образование.
     Учитывая перечисленные особенности обучающихся надо помнить, что успешность овладения системой Брайля в основном зависит от потребности личности в данном виде деятельности, от уровня готовности к обучению. Пути формирования положительной мотивации могут быть различными, но в каждом случае необходимо подойти к решению этой задачи индивидуально и найти те аргументы и пути, которые помогут убедить незрячего в необходимости и возможности овладеть чтением и письмом в соответствии с требованиями программы.
     Методика обучения предполагает использовать «ключ» Брайля. Согласно ему знаки, служащие для обозначения букв, можно распределить построчно.
     Причем, буквы 1-й строки состоят только из верхних четырех точек. Буквы 2-й строки образуются путем прибавления точки «3» к комбинациям 1-й строки. Буквы 3-й строки - путем добавления точки 6 к буквам 2-й строки. Знаки 4-й строки образуются путем вычитания точки 3 из букв 3-й строки и т.д.
     Эта последовательность образования букв одной строки из букв предыдущей значительно облегчает восприятие, запоминание и воспроизведение точечного состава букв.
     Данная программа предполагает использовать для обучение «Пособие по изучению системы Брайля для взрослых» (составитель Голубина В.В. НПКФ «Ритос» СПб ВОС, 1993 год), в котором отдельные слова, словосочетания, предложения составлены с учетом аналогичной последовательности расположения изучаемых букв. Помимо определенной последовательности изучения материала это пособие имеет два варианта написания слов: обычное и вразрядку. Такая методика позволяет работать с данным пособием незрячим, имеющим повышенные пороги осязания.
     В зависимости от индивидуальных особенностей (возраста, тактильной чувствительности, особенностей внимания и памяти) учащиеся могут достигнуть различных уровней сформированности умений.
0 уровень - не овладел в силу различных причин;
1 уровень - различает комбинации точечных обозначений и дифференцирует отдельно стоящие знаки.
2 уровень - знает точечный состав, письменно воспроизводит изученный материал, читает отдельные слова.
3 уровень - осознанно воспроизводит и адекватно воспринимает читаемый материал.
     Эти уровни являются критериями сформированности умений и навыков овладения системой Брайля.
     Преподаватель, анализируя достигнутые результаты, выявляет причины отставания и определяет индивидуальный путь их преодоления.
     Эффективность обучения в значительной степени зависит от подобранного материала, в соответствии с интересами незрячего, с прежним трудовым и жизненным опытом.
     Программа рассчитана на 102 часа.

 

Учебно-тематический план

Название разделов
Количество часов
Лекц.
Практич.
Самост.
Раздел 1. Общее знакомство с системой Л.Брайля.
1
5
1
Раздел 2. Изучение букв, цифр, знаков препинания и других небуквенных обозначений «ключа» шрифта Л.Брайля.
2
59
16
Раздел 3. Изучение математических знаков.
0
6
1
Раздел 4. Закрепление умений и навыков.
0
7
1
Раздел 5. Изучение письма по Гебольду и плоскопечатных цифр, букв и знаков препинания.
0
2
1
Всего:
3
79
20

 

Программа курса

     Раздел 1. Общее знакомство с системой Брайля.
     История возникновения письменности для незрячих.
     Рельефно-линейный шрифт и его основоположник - В.Гаюи. Начало систематического обучения незрячих. Рельефно-точечные шрифты Ш.Барбье, И.Клейна, Л.Брайля. Библиография Л.Брайля.
     Принципы построения системы Брайля.
     Рельефное шеститочие как основа рельефно-точечного шрифта Л.Брайля Нумерация точек при письме и чтении. Упражнения по развитию осязания.
     Письменные принадлежности для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Устройство письменного прибора Л.Брайля. Различные виды приборов и их назначение. Закладка бумаги. Конструктивные части грифелей, их размеры, заточка стержня. Захват грифеля и основные перемещения его в клетке. Положение тела и письменных принадлежностей при письме. Упражнения по ориентировке в малом пространстве, упражнения в письме различных комбинаций шеститочия. Рабочее положение и движение рук в процессе письма. Письмо справа налево. Чтение различных комбинаций шеститочия. Основные требования к брошюровке тетрадей из перфокарточной бумаги. Правила пользования тетрадями с рельефно-точечными записями.
     Базисные умения и навыки.
     Знание основных этапов письменности незрячих, биографии Л.Брайля. Знание нумерации точек при письме и чтении. Умение ориентироваться в приборе, закладывать бумагу, писать различные комбинации шеститочия, уметь распознавать осязательно точечные комбинации.

     Раздел 2. Изучение букв, цифр, знаков препинания и небуквенных обозначений «ключа» шрифта Брайля.
     Изучение букв 1-й строки «ключа» Брайля. Арабские цифры.
     Принцип построения букв 1-й строки. Изучение букв а,б, ц, д, е. Изучение цифрового знака и арабских цифр 1, 2, 3, 4, 5. Цифра в системе Брайля - двухзнаковый объект, неотъемлемой частью которого является цифровой знак, предшествующий цифре. Запись и чтение многозначных чисел. Изучение букв ф,г. Зеркальность д-ф. Изучение цифр 6,7. Изучение букв х, и, ж. Зеркальность букв е-и, , ж-х. Изучение цифр 8,9,0. Письмо и чтение отдельных слогов и слов. Чтение многозначных чисел. Запись телефонных номеров. Нумерация страниц.
     Базисные умения и навыки.
     Знание точечного состава букв 1-й строки «ключа» Брайля, их пространственные формы, умение записывать их отдельно и в составе слов; владение умением чтения слов с изученными буквами; умение записывать цифровой знак в составе цифры; уметь читать и записывать многозначные цифры и телефонные номера.
Изучение букв 2-й строки «ключа» Брайля (к, л, м, н, о, п, ч, р, с,т).
     Принцип образования букв 2-й строки путем добавления букв 2-й строки путем добавления точки 3. Изучение букв к, л, м. Чтение слов. Закрепление изученного материала методом самостоятельных работ. Изучение буквы н. Изучение буквы о. Проверочный диктант. Изучение буквы п. Отличие букв м-п. Изучение буквы ч. Отличие букв н-ч. Изучение буквы р. Отличие букв о-р. Изучение буквы с. Изучение буквы т. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Техника исправления ошибок.
     Базисные умения и навыки.
     Знание точечного состава букв 2-й строки «ключа» Брайля, умение записывать их в приборе; распознавать эти буквы осязанием и дифференцировать их при чтении; уметь проверять написанное грифелем и исправлять допущенные ошибки.
     Изучение знаков «перенос», «дефис», «тире».
     Точечный состав знаков перенос, дефис, тире. Правила постановки этих знаков по отношению к предыдущему и последующему словам или частям слова.      Письмо и чтение слов, словосочетаний и предложений со знаками дефис, тире.
     Базисные умения и навыки.
     Знание точечного состава знаков, умение правильно оформлять перенос слов; знать правила пропуска клетки при этих знаках. Уметь узнавать знаки при чтении.
     Шестиклавишная пишущая машина для письма рельефно-точечным шрифтом.
     Принципиальное устройство шестиклавишной машины, работа ее частей (валики, клавиши, ограничители). Правила пользования шестиклавишной пишущей машинкой. Закладка бумаги, установка полей. Расположение пальцев и отработка аккордного удара. Упражнения «в письме на машинке типа «Эрика», «Мини-Пихта». Преимущества и недостатки этого способа письма.
     Базисные умения и навыки.
     Знание устройства шестиклавишной машины, ее узлов. Умение печатать изученные буквы отдельно и в словах; знание правил работы на брайлевской машинке; умение заправлять бумагу и устанавливать поля.
     Изучение букв 3-й строки (у, щ, з, й, ъ, ы, ь).
     Принцип образования букв 3-й строки путем добавления точки 6 к буквам 2-й строки. Изучение буквы у. Чтение слов. Изучение буквы щ. Изучение буквы з.      Отличие буквы з от н. Изучение буквы й. Изучение буквы ъ. Изучение буквы ы. Зеркальность з-ы. Изучение буквы ь. Зеркальность ъ-ь. Сходство и различие новых букв с ранее изученными многоточечными буквами.
     Базисные умения и навыки.
     Знание точечного состава букв 3-й строки, их формы; умение писать эти буквы в приборе и на шестиклавишной машинке, дифференцировать зеркальные буквы, различать многоточечные буквы.
     Изучение букв 4-й строки.
     Принцип образования букв 4-й строки. Изучение буквы ё. Замена буквы ё на букву е в литературе. Изучение буквы ш. Зеркальность с-ш. Изучение буквы я. Зеркальность н-я. Изучение буквы ю. Зеркальность т-ю. Изучение буквы э. Зеркальность о-э. Изучение буквы в. Зеркальность в-р. Повторение изученных букв. Упражнения по отработке полученных навыков письма и чтения.
     Базисные умения и навыки.
     Знание точечного состава букв ё, ш, я, ю, э, в; их формы; умение писать и читать эти буквы отдельно и в составе слова; умение дифференцировать зеркальные пары: с-ш, н-я, т-ю, о-э, р-в.
     Изучение знаков препинания.
     Принцип образования букв 5-й строки. Изучение знаков препинания: запятой, точки с запятой, точки, двоеточия, вопросительного и восклицательного знаков, литературных скобок, кавычек, многоточия. Их размещение при записи текста рельефно-точечным шрифтом. Правила пропуска клетки при этих знаках. Прямая речь. Запись диалога. Упражнения по применению перечисленных знаков препинания.
     Базисные умения и навыки.
     Знание точечного состава знаков препинания, их формы. Умение правильно ставить их при письме рельефно-точечным шрифтом и узнавать при чтении.
     Небуквенные знаки «ключа» БРАЙЛЯ.
     Изучение знаков выделения букв, слогов, слов, предложений.
     Изучение знаков выделения букв, слогов, слов, предложений, части текста: знаки курсивного и жирного шрифтов. Правила постановки этих знаков. Знак ударения, заглавной буквы, звездочки. Правила оформления сноски. Упражнения на применение перечисленных знаков, письмо и чтение текстов.
     Базисные умения и навыки.
     Знание точечного состава знаков выделения в тексте; умение пользоваться ими при письме и находить в тексте при чтении.

     Раздел 3. Изучение математических знаков.
     Запись по системе Брайля двух знаков умножения (крестиком и точкой), четырех арифметических действий, числовых выражений в строку со скобками и без скобок, нахождение и фиксация их числовых значений. Чтение грифелем. Упражнения в письме и чтении числовых выражений. Обозначение римских цифр и чисел, правила их употребления в рельефно-точечном тексте. Запись основных римских цифр. Упражнения в их письме и чтении. Запись целых и дробных чисел. Десятичные и простые дроби, смешанные числа. Правила записи. Изучение знаков «процента» и «градуса». Правила употребления при письме. Упражнения в письме и чтении.
     Базисные умения и навыки.
     Знание точечного состава знаков действия и правил записи этих знаков в числовых выражениях. Знание римских чисел и умение записывать римские числа в составе предложения. Знание точечного состава знаков градуса, процента; знание правил записи дробей и смешанных чисел.

     Раздел 4. Закрепление умений и навыков.
     Письмо и чтение текстов.
     Обобщение пройденного материала. Составление таблицы для более целостного представления о соотношении знаков системы Брайля. Чтение, письмо и печатание текстов. Оформление заголовков. Составление элементарных таблиц. Чтение одностороннего и двустороннего текстов одной и двумя руками. Принципы типографического издания книг и журналов по рельефно-точечной системе Брайля. Общая характеристика периодических изданий для слепых. Составление личной записной книжки.
     Базисные умения и навыки.
     Знание точечного состава всех изученных знаков системы Брайля. Умение осознанно воспроизводить и адекватно воспринимать читаемый материал.

     Раздел 5. Изучение письма по Гебольду и плоскопечатных букв, цифр, знаков препинания.
     Письмо по Гебольду.
     Принципы построения шрифта Гебольда: девятиточие, таблица знаков шрифта, порядок написания букв по их сложности. Письменный прибор, требования к письму этого вида. Упражнения по письму.
     Базисные умения и навыки.
     Знание букв, цифр, знаков препинания по системе Гебольда; знание требований к этому виду письма; умение написать буквы, цифры, знаки препинания.
     Плоское письмо незрячих.
     Принадлежности для плоского письма (механические машинки, трафареты различного вида); отдельные приспособления и приемы письма. Общие требования к письму в трафаретах. Упражнения в письме.
     Базисные умения и навыки.
     Уметь писать в трафаретах без зрительного контроля.

 

Рекомендуемая литература

1. Гаюи В. Библиографический указатель., М., «Логос», ВОС, 1995.
2. Красноусов П.Д., Шоев Ф.И.. Луи Брайль: историко-библиографический очерк., М., ВОС, 1976
3. Мушева М.Г., Денискина В.З. Методика ускоренного запоминания основных знаков. М., «Педагогика», 2000 г.
4. Потемина М.Б., Рогушин В.К. Букварь для изучающих систему Брайля» в 2-х книгах СПб, «Чтение», 1999.
5. Потешина М.Б., Рогушин В.К. «Книга для послебукварного чтения», СПб, «Чтение», 1999.
6. Шоев Ф.И. Как помочь незрячему научиться читать и писать., М., 1987.

 

Литература

1. Индивидуальный подход при обучении чтению, письму по Брайлю поздноослепших. Голубина В.В. (Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых), М., ВОС, 1988.
2. Возвращение ослепших к трудовой жизни. Коваленко Б.И., М., Учпедгиз, 1947.
3. Обучение взрослых слепых письму, чтению по Брайлю. Петров Ю.И., М., ВОС, 1988.
4. Обучение чтению, письму по системе Брайля. Потешина М.Б., Рогушин В.К., М., ВОС, 1991.
5. Способность ускорения брайлевского письма. Розенблат В.О. «Наша жизнь» № 11, 1976.
6. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых детей. Феоктистова В.А., Л, 1973.

 

 

Hosted by uCoz