Программа курса
Раздел 1. Общее знакомство с системой
Брайля.
История возникновения письменности для незрячих.
Рельефно-линейный шрифт и его основоположник
- В.Гаюи. Начало систематического обучения незрячих. Рельефно-точечные
шрифты Ш.Барбье, И.Клейна, Л.Брайля. Библиография Л.Брайля.
Принципы построения системы Брайля.
Рельефное шеститочие как основа рельефно-точечного
шрифта Л.Брайля Нумерация точек при письме и чтении. Упражнения по развитию
осязания.
Письменные принадлежности для письма рельефно-точечным
шрифтом Брайля.
Устройство письменного прибора Л.Брайля. Различные виды приборов и их
назначение. Закладка бумаги. Конструктивные части грифелей, их размеры,
заточка стержня. Захват грифеля и основные перемещения его в клетке. Положение
тела и письменных принадлежностей при письме. Упражнения по ориентировке
в малом пространстве, упражнения в письме различных комбинаций шеститочия.
Рабочее положение и движение рук в процессе письма. Письмо справа налево.
Чтение различных комбинаций шеститочия. Основные требования к брошюровке
тетрадей из перфокарточной бумаги. Правила пользования тетрадями с рельефно-точечными
записями.
Базисные умения и навыки.
Знание основных этапов письменности незрячих,
биографии Л.Брайля. Знание нумерации точек при письме и чтении. Умение
ориентироваться в приборе, закладывать бумагу, писать различные комбинации
шеститочия, уметь распознавать осязательно точечные комбинации.
Раздел 2. Изучение букв, цифр, знаков
препинания и небуквенных обозначений «ключа» шрифта Брайля.
Изучение букв 1-й строки «ключа» Брайля.
Арабские цифры.
Принцип построения букв 1-й строки. Изучение
букв а,б, ц, д, е. Изучение цифрового знака и арабских цифр 1, 2, 3, 4,
5. Цифра в системе Брайля - двухзнаковый объект, неотъемлемой частью которого
является цифровой знак, предшествующий цифре. Запись и чтение многозначных
чисел. Изучение букв ф,г. Зеркальность д-ф. Изучение цифр 6,7. Изучение
букв х, и, ж. Зеркальность букв е-и, , ж-х. Изучение цифр 8,9,0. Письмо
и чтение отдельных слогов и слов. Чтение многозначных чисел. Запись телефонных
номеров. Нумерация страниц.
Базисные умения и навыки.
Знание точечного состава букв 1-й строки
«ключа» Брайля, их пространственные формы, умение записывать их отдельно
и в составе слов; владение умением чтения слов с изученными буквами; умение
записывать цифровой знак в составе цифры; уметь читать и записывать многозначные
цифры и телефонные номера.
Изучение букв 2-й строки «ключа» Брайля (к, л, м, н, о, п, ч, р, с,т).
Принцип образования букв 2-й строки путем
добавления букв 2-й строки путем добавления точки 3. Изучение букв к,
л, м. Чтение слов. Закрепление изученного материала методом самостоятельных
работ. Изучение буквы н. Изучение буквы о. Проверочный диктант. Изучение
буквы п. Отличие букв м-п. Изучение буквы ч. Отличие букв н-ч. Изучение
буквы р. Отличие букв о-р. Изучение буквы с. Изучение буквы т. Письмо
и чтение слов и словосочетаний. Техника исправления ошибок.
Базисные умения и навыки.
Знание точечного состава букв 2-й строки
«ключа» Брайля, умение записывать их в приборе; распознавать эти буквы
осязанием и дифференцировать их при чтении; уметь проверять написанное
грифелем и исправлять допущенные ошибки.
Изучение знаков «перенос», «дефис», «тире».
Точечный состав знаков перенос, дефис, тире.
Правила постановки этих знаков по отношению к предыдущему и последующему
словам или частям слова. Письмо и чтение
слов, словосочетаний и предложений со знаками дефис, тире.
Базисные умения и навыки.
Знание точечного состава знаков, умение
правильно оформлять перенос слов; знать правила пропуска клетки при этих
знаках. Уметь узнавать знаки при чтении.
Шестиклавишная пишущая машина для письма
рельефно-точечным шрифтом.
Принципиальное устройство шестиклавишной
машины, работа ее частей (валики, клавиши, ограничители). Правила пользования
шестиклавишной пишущей машинкой. Закладка бумаги, установка полей. Расположение
пальцев и отработка аккордного удара. Упражнения «в письме на машинке
типа «Эрика», «Мини-Пихта». Преимущества и недостатки этого способа письма.
Базисные умения и навыки.
Знание устройства шестиклавишной машины,
ее узлов. Умение печатать изученные буквы отдельно и в словах; знание
правил работы на брайлевской машинке; умение заправлять бумагу и устанавливать
поля.
Изучение букв 3-й строки (у, щ, з, й, ъ,
ы, ь).
Принцип образования букв 3-й строки путем
добавления точки 6 к буквам 2-й строки. Изучение буквы у. Чтение слов.
Изучение буквы щ. Изучение буквы з. Отличие
буквы з от н. Изучение буквы й. Изучение буквы ъ. Изучение буквы ы. Зеркальность
з-ы. Изучение буквы ь. Зеркальность ъ-ь. Сходство и различие новых букв
с ранее изученными многоточечными буквами.
Базисные умения и навыки.
Знание точечного состава букв 3-й строки,
их формы; умение писать эти буквы в приборе и на шестиклавишной машинке,
дифференцировать зеркальные буквы, различать многоточечные буквы.
Изучение букв 4-й строки.
Принцип образования букв 4-й строки. Изучение
буквы ё. Замена буквы ё на букву е в литературе. Изучение буквы ш. Зеркальность
с-ш. Изучение буквы я. Зеркальность н-я. Изучение буквы ю. Зеркальность
т-ю. Изучение буквы э. Зеркальность о-э. Изучение буквы в. Зеркальность
в-р. Повторение изученных букв. Упражнения по отработке полученных навыков
письма и чтения.
Базисные умения и навыки.
Знание точечного состава букв ё, ш, я, ю,
э, в; их формы; умение писать и читать эти буквы отдельно и в составе
слова; умение дифференцировать зеркальные пары: с-ш, н-я, т-ю, о-э, р-в.
Изучение знаков препинания.
Принцип образования букв 5-й строки. Изучение
знаков препинания: запятой, точки с запятой, точки, двоеточия, вопросительного
и восклицательного знаков, литературных скобок, кавычек, многоточия. Их
размещение при записи текста рельефно-точечным шрифтом. Правила пропуска
клетки при этих знаках. Прямая речь. Запись диалога. Упражнения по применению
перечисленных знаков препинания.
Базисные умения и навыки.
Знание точечного состава знаков препинания,
их формы. Умение правильно ставить их при письме рельефно-точечным шрифтом
и узнавать при чтении.
Небуквенные знаки «ключа» БРАЙЛЯ.
Изучение знаков выделения букв, слогов,
слов, предложений.
Изучение знаков выделения букв, слогов,
слов, предложений, части текста: знаки курсивного и жирного шрифтов. Правила
постановки этих знаков. Знак ударения, заглавной буквы, звездочки. Правила
оформления сноски. Упражнения на применение перечисленных знаков, письмо
и чтение текстов.
Базисные умения и навыки.
Знание точечного состава знаков выделения
в тексте; умение пользоваться ими при письме и находить в тексте при чтении.
Раздел 3. Изучение математических знаков.
Запись по системе Брайля двух знаков умножения
(крестиком и точкой), четырех арифметических действий, числовых выражений
в строку со скобками и без скобок, нахождение и фиксация их числовых значений.
Чтение грифелем. Упражнения в письме и чтении числовых выражений. Обозначение
римских цифр и чисел, правила их употребления в рельефно-точечном тексте.
Запись основных римских цифр. Упражнения в их письме и чтении. Запись
целых и дробных чисел. Десятичные и простые дроби, смешанные числа. Правила
записи. Изучение знаков «процента» и «градуса». Правила употребления при
письме. Упражнения в письме и чтении.
Базисные умения и навыки.
Знание точечного состава знаков действия
и правил записи этих знаков в числовых выражениях. Знание римских чисел
и умение записывать римские числа в составе предложения. Знание точечного
состава знаков градуса, процента; знание правил записи дробей и смешанных
чисел.
Раздел 4. Закрепление умений и навыков.
Письмо и чтение текстов.
Обобщение пройденного материала. Составление
таблицы для более целостного представления о соотношении знаков системы
Брайля. Чтение, письмо и печатание текстов. Оформление заголовков. Составление
элементарных таблиц. Чтение одностороннего и двустороннего текстов одной
и двумя руками. Принципы типографического издания книг и журналов по рельефно-точечной
системе Брайля. Общая характеристика периодических изданий для слепых.
Составление личной записной книжки.
Базисные умения и навыки.
Знание точечного состава всех изученных
знаков системы Брайля. Умение осознанно воспроизводить и адекватно воспринимать
читаемый материал.
Раздел 5. Изучение письма по Гебольду
и плоскопечатных букв, цифр, знаков препинания.
Письмо по Гебольду.
Принципы построения шрифта Гебольда: девятиточие,
таблица знаков шрифта, порядок написания букв по их сложности. Письменный
прибор, требования к письму этого вида. Упражнения по письму.
Базисные умения и навыки.
Знание букв, цифр, знаков препинания по
системе Гебольда; знание требований к этому виду письма; умение написать
буквы, цифры, знаки препинания.
Плоское письмо незрячих.
Принадлежности для плоского письма (механические
машинки, трафареты различного вида); отдельные приспособления и приемы
письма. Общие требования к письму в трафаретах. Упражнения в письме.
Базисные умения и навыки.
Уметь писать в трафаретах без зрительного
контроля.
|