Программа курса
Раздел 1.
Ориентирование в пространстве, значение
для реабилитации инвалидов по зрению, формирование положительной мотивации
к процессу обучения.
Знакомство с учебной группой, формирование
положительной мотивации к процессу обучения пространственному ориентированию.
Беседа с реабилитантами группы.
Выяснение анкетных данных: возраст, пол,
образование, место жительства, место работы, семейное положение, группа
инвалидности, время и причина потери зрения, наличие остаточного зрения,
сопутствующие заболевания. Статистические данные соотносятся с данными
психолога и врача.
Выяснение отношения реабилитанта к самостоятельной
ориентировке Рассказ преподавателя об известных слепых.
Ориентирование, значение в реабилитационном
процессе инвалидов по зрению.
Ознакомление реабилитантов с понятиями «пространственная
ориентировка» и «мобильность» слепых людей и их значение в реабилитации
инвалидов по зрению.
Беседа о значении и условиях самостоятельной
ориентировки слепых в пространстве.
Основные пути преодоления страха пространства,
снятия психологического напряжения и барьера неприятия белой трости -овладение
приемами получения необходимой информации об окружающем пространстве и
предметах, его наполняющих; овладение приемами безопасного передвижения
в пространстве на основе использования сохранных анализаторов, переноса
сформированных топографических представлений в реальное пространство;
использование трости и тифлотехнических средств ориентирования.
Реабилитант должен знать: - понятие « ориентировка
«и «мобильность «;
- возможность и условия преодоления слепым страха пространства и овладения
приемами самостоятельной ориентировки.
Литература:
1. Гудонис. В. П. Как слепые оценивают навыки ориентировки в пространстве.
/ Сборник. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими.Л.,ЛГПИ
им. А.И. Герцена, 1988.
2. Литвак. А. Г. Тифлопсихология. М.; Просвещение, 1985.
3. Наумов. М. Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. М.. ВОС,
1982.
4. Сверлов. В. С. Пространственная ориентировка слепых. М. Учпедгиэ, 1951
.
Раздел 2. Диагностика. Изучение уровня
готовности к процессу обучения пространственному ориентированию.
Исследование исходного уровня общего физического
развития реабилитанта. Изучение исходного уровня готовности сохранных
анализаторов, их возможностей отражать свойства и признаки предметного
мира.
Характеристика сенсорной сферы: остаточное
зрение - восприятие предметов, наполняющих пространство; слуховое восприятие
окружающего пространства; осязательное восприятие; использование обоняния
в ориентировке; ощущение препятствий и его использование в пространственной
ориентировке.
Беседа преподавателя о значении использования
слуха, осязания, обоняния, остаточного зрения в ориентировке. Изучение
исходных навыков ориентирования в пространстве. Составление индивидуальной
программы, определяющей перспективы и задачи обучения ориентированию,
с учетом индивидуальных особенностей.
Литература:
1. Ананьев.Б. Г. Психология чувственного познания. М., АПН РСФСР, 1960.
2. Берестов. И. С. О пространственной ориентировке человека и животного
в окружающей среде. / ж. Вопросы психологии, №4, 1956.
3. Капралов. В. 3. Устройство для исследования порогов локализации звука
в пространстве. / ж. Дефектология, № 3, 1987.
4. Наумов. М. Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. М., ВОС,
1982.
5. Петров. Ю. И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в
пространстве. М., ВОС. 1988.
6. Сеченов. И. П. Осязание, как чувство, соответствующее зрению. / Избранные
философские и психологические произведения. М., Наука. 1947.
7. Сверлов.В.С. Методика обучения слепых пространственной ориентировке
в пространстве. М., 1969.
8. Сверлов. В.С «Ощущение препятствий и его роль в ориентировке слепых».
М.. Учпедгиз. 1949. с. 147.
9. Петров. Ю.И., Садчиков.А.П., Блинникова.И. В. Особенности ориентировки
незрячих в пространстве. М., ВОС. 1989.
Раздел 3.
Формирование пространственных представлений
и способов ориентирования в микропространстве и замкнутом пространстве.
Формирование представлений о замкнутом пространстве,
обучение приемам обследования замкнутого пространства на основе лево-правостороннего
восприятия, способам безопасного передвижения в пространстве.
Формирование пространственных представлений
на основе соотнесения чувственного опыта с макетом и рельефным планом.
Вступительная беседа. Уточнение знаний реабилитантов
о форме и размерах здания, его протяженности и расположении кабинетов,
комнат.
Практическое усвоение приемов обследования
замкнутого пространства, способов безопасного передвижения:
- обследование макета здания;
- непосредственное восприятие реального замкнутого пространства относительно
заданной точки отсчета. Ознакомление с пространством происходит на основе
полисенсорного чувственного восприятия пространства. В процессе обследования
замкнутого пространства у реабилитанта формируются способы безопасного
передвижения. Пространственные представления, сформированные при непосредственном
полисенсорном обследовании здания, переносятся на рельефно-графический
план.
Реабилитант должен знать:
- Приемы обследования микропространства и замкнутого пространства;
- основные приемы безопасного передвижения в здании.
Реабилитант должен уметь:
- уметь обследовать окружающее пространство и предметы его наполняющие;
- владеть техникой скольжения во время передвижения в помещении;
- зондировать пространство с помощью щелчка пальцами, удара ладонями или
используя трость;
- владеть техникой нахождения потерянных предметов;
- воспринимать рельефные планы и соотносить их с реальным пространством.
Литература:
1. Наумов. М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. М.. ВОС.
1982.
2. Першин. В.Г. Рельефные пособия по ориентации и мобильности слепых в
пространстве. / В кн. Рельефная наглядность в системе обучения и эстетического
воспитания лиц с нарушение зрения. М.. ВОС .1985.
3. Шемякин.Ф. Н. Исследование топографических представлений. Известия
АПН РСФСР, М., 1954.
Раздел 4.
Формирование умений и навыков использования
сохранных анализаторов в пространственном ориентировании.
Использование слуха в предметной и пространственной
ориентировке.
Формирование умений определять значимые
звуки и узнавать его источник.
Ориентирование на источник звука, параллельно
источника звука.
Умение определять по звуку характер направления,
скорость движения предмета.
Реабилитант должен знать:
- приемы и способы ориентирования на звук.
Должен уметь:
- выделять из общего звукового фона значимый звук;
- ориентироваться на источник звука (разные направления);
- определять расстояние до источника звука;
- определять по звуку характер, направление и скорость движения предмета.
Контрольные вопросы:
Какую информацию о пространстве приносит
звук?
Оборудование:
1. Камертон, метроном.
2. Звуковой опознаватель, маячок.
3. Магнитофон.
4. Звукозаписи с различными шумами.
Слуховые представления.
Звуковой фон и определение по нему характера
местности. Звуковой анализ при восприятии общего звукового фона и использование
отдельных звуков для ориентирования.
Реабилитант должен знать:
- что такое внимание
- виды внимания
- распределение внимания.
Реабилитант должен уметь:
- наблюдать за общим звуковым фоном и определять по нему характер местности,
- выделять из общего звукового фона отдельные звуки, характеризующие пространство.
Контрольные вопросы:
- Что такое звуковой фон и как по нему определить характер местности?
- Что такое звуковой анализ?
Оборудование: различные источники звука.
Звуковые ориентиры и их использование
при ориентировке в пространстве.
Тренировка слуховой чувствительности. Определение
расстояния до источника звука, характера, направления, скорости движения
предмета по звуку.
Умение выделять звуковые ориентиры:
- Шаги пешеходов определяют действия незрячего на тротуаре.
- звуки транспорта прочерчивают линию улицы, открывают ее перспективу;
- реплики пешеходов;
- разгрузка автомашин у магазина;
- характерный шум предприятия;
- скрип и хлопания дверей;
- голоса птиц, животных.
Реабилитант должен знать: что такое звуковые
ориентиры.
Должен уметь:
- определять направление на источник звука и расстояние до него, т.е.
уметь локализовать звук в пространстве;
- уметь выделять звуковые ориентиры и пользоваться ими при ориентировании.
Контрольные вопросы:
1. Что такое звуковые ориентиры /определение/?
2. Какие звуки должен замечать незрячий на улице?
Оборудование: Различные источники звука.
Отраженные звуки и использование в пространственном
ориентировании.
Отраженный звук является зондом пространства,
использование отраженных звуков в пространственном ориентировании и определение
с помощью зонда звука примерных размеров помещений и степень их заполняемости.
Упражнения по получению сведений отраженной
поверхности в различных помещениях. Учащиеся издают разные короткие звуки
(стук тростью, щелчок пальцами, удар в ладони).
Влияние на звук погодных условий в разное
время года, арка, навес.
Реабилитант должен знать:
- о способности слуха воспринимать отраженные звуки,
- определение отраженного звука.
Должен уметь:
- использовать отраженные звуки в пространственном ориентировании,
- с помощью зонда звука определять размеры помещения и степень их заполняемости.
Контрольные вопросы:
1. Какую информацию несет отраженный звук?
2. Какое влияние на звук оказывают погодные условия в разное время года,
влияние на звук арки, навеса?
Оборудование: трости.
Ощущение препятствия и применение его
в пространственном ориентировании.
Восприятие многообразных внешних сигналов
и с их помощью определение препятствий на расстоянии.
Реабилитант должен знать:
- понятие об ощущении препятствий, его природе.
Должен уметь:
- определять расстояние до препятствия;
- определять протяженность препятствия;
- определять начало здания и его окончание.
Контрольные вопросы:
1. Как Вы понимаете ощущение препятствий?
2. Как Вы это чувствуете?
3. От чего зависит ощущение препятствий?
Осязание и его использование в предметной
и пространственной ориентировке.
Виды осязания. Пороги чувствительности.
Активное и пассивное осязание. Кожно-двигательные ощущения. Двуручное
осязание.
По цели обследования движения рук бывают
поисковые, установочные и познавательные. Приемы обследования.
Осязательные ориентиры: характер грунта,
материал и характер покрытия дорог и тротуаров: края и уступы тротуаров;
бордюры, края проезжей части, обочины дорог, неровности на тротуарах,
тропинки, здания, заборы, ограждения, ворота, газоны, деревья, кустарники,
скамейки, будки, мостки, светофоры, столбы, пандусы, повороты, ступеньки,
улицы, перекрестки, трамвайные пути, подземные и наземные переходы.
Реабилитант должен знать:
- виды осязания;
- пороги чувствительности;
- активное и пассивное осязание;
- предметное осязание;
- кожно-двигательные ощущения.
Должен уметь:
- правильно обследовать предмет, пространство,
- выделять осязательные ориентиры и правильно их использовать в пространственном
ориентировании.
Контрольные вопросы:
1. Что является органом осязания?
2. Дать определение понятия осязания.3. Назвать приемы обследования предметов.
4. Какие осязательные ориентиры можно выделить в пространстве?
Оборудование, наглядные пособия:
1. Рельефные пособия.
2. Барельефы.
3. Муляжи
4. Рельефно-графические карты, схемы.
Обоняние, вкус и их использование в пространственном
ориентировании.
Пирамида запаха Классификация запахов. Ароматические
вещества растительного и животного происхождения. Классификация духов.
Взаимосвязь вкуса и обоняния.
Характеристика вкуса /сладкое, кислое, соленое,
горькое/.
Реабилитант должен знать:
- пирамиду запаха;
- классификацию запаха;
- состав запаха.
Должен уметь:
- различать запахи;
- выделять обонятельные ориентиры в пространстве;
- правильно использовать обоняние в пространственном ориентировании.
Контрольные вопросы:
1. Какие компоненты входят в запах?
2. Классификация запахов. Как группируют различные запахи?
Оборудование:
- набор запахов, фломастеры, имеющие запах.
Остаточное зрение и его активное, осознанное
использование в пространственном ориентировании.
Выделение формы и величины предмета. Восприятие
цвета, света и тени предметов. Зрительные ориентиры.
Смена света и тени определяет количество
домов. Выделение ориентиров при смене различных условий /яркое солнце,
сумерки, дождь/.
Реабилитант должен знать:
- особенности видения при различной зрительной патологии.
Должен уметь:
- использовать ощущение света, тени, цвета при определении места окон
и открытых дверей в помещении;
- определять участок пути по его освещенности,
- использовать в качестве зрительного ориентира разницу освещенности стен
здания, ограждений, заборов.
Контрольные вопросы:
1. Как нужно использовать остаточное зрение в пространственном ориентировании?
2. Какие зрительные ориентиры можно выделить на маршруте при
передвижении?
Оборудование, наглядные пособия:
1. Оптические средства коррекции - монокуляры, бинокли.
2. Альбом. Особенности видения при различной зрительной патологии.
Оптические средства коррекции и их использование
в пространственном ориентировании.
Использование оптических средств коррекции
для улучшения и развития функциональных характеристик глаза, т.е. физиологическая
характеристика глаза /острота, зрительный контроль, фиксация, зрительное
снижение, зрительно-двигательная координация, световая, темновая адаптация/и
психологических /зрительное внимание, память, восприятие пространства
и т.д./. Подбор луп / тестирование/ Приемы, использования лупы.
Рекомендации по использованию перфорационных
очков.
Гимнастика для глаз.
Реабилитант должен знать:
- какие бывают оптические средства коррекция и приемы правильного их использования.
Должен уметь:
- читать, рассматривать с помощью лупы,
- правильно использовать монокуляр, бинокль на маршруте, т.е.выделение
ориентиров, чтение названия улиц, номера домов, транспорта, рассматривание
цвета светофора,
- самостоятельно делать гимнастику для глаз.
Контрольные вопросы:
1. Существует ли взаимосвязь между кратностью лупы и ее размерами?
2. Назовите оптические средства коррекции.
Оборудование, наглядные пособия:
1. Набор луп.
2. Лупы Френеля.
3. Бинокли.
4. Монокуляры;
5. Перфорационные очни
6. Таблицы букв для рассматривания.
Раздел 5. Обучение приемам ориентирования
с тростью.
Функции трости.
- Щупа
- Буфера
- Генератора звука
- Сигнальная
- Опорная
Виды трости:
- по конструкции - цельные, телескопические, складные;
- размер;
- материал;
- форма ручки и наконечника.
Подбор трости.
Реабилитант должен знать:
- функции трости, виды тростей.
Должен уметь:
- различать трости по всем видам, правильно подбирать трость.
Контрольные вопросы:
1. Что является единственным универсальным средством ориентирования’
2. Назвать функции трости.
3. Какие бывают трости?
Оборудование: различные виды тростей, таблица
подбора тростей.
Приемы захвата трости.
Приемы владения тростью:
- касание;
- диагональный;
- маятниковый;
- укороченная трость.
Реабилитант должен знать:
- как правильно захватывать трость.
Должен уметь:
- правильно овладеть приемами ориентирования с тростью.
Контрольные вопросы:
Назовите приемы владения тростью.
Оборудование:
- различные виды трости.
Приемы спуска и подъема по лестнице.
Приемы перехода проезжей части, приемы входа и выхода из транспорта.
«Гонка за лидером».
Протяжка и скольжение.
Поиск предметов и определение препятствий.
Применение трости в помещении и пространстве.
Использование трости при совместном передвижении
с сопровождающим.
Реабилитант должен знать:
- приемы спуска и подъема по лестнице - приемы перехода проезжей части.
Должен уметь:
- правильно переходить проезжую часть, используя трость
- подниматься и спускаться по лестнице, используя трость.
Контрольные вопросы:
1. Как используется трость при входе и выходе из транспорта?
2. Нужна ли трость незрячему при передвижении с сопровождающим?
3. Приемы владения тростью.
Доведение приемов владения тростью до автоматизма.
Формирование навыков ориентирования по типу «карта-путь» и «карта-обозрение».
Оборудование:
- различного вида трости.
Раздел 6. Формирование умений и навыков
ориентирования на основе топографических представлений и словесных описаний.
Беседа преподавателя о значении адекватных
пространственных представлений для самостоятельной ориентировки в пространстве,
о необходимости сформирования правильных пространственных представлений
о различных объектах, форме и протяженности маршрутов, о топографии местности,
о необходимости развития пространственного мышления.
Макет или рельефный план местности - основное
условие для формирования адекватных пространственных представлений.
Практическая работа с макетом и рельефным
планом. Формирование умений и навыков переносить знания и представления
об изученном пространстве на план.
Формиравание топографических представлений
о квартале, микрорайоне, городе и их перенос в условия реального пространства.
Этапы изучения маршрута:
1. Подробное изучение маршрута по плану с объяснение особенностей и выделением
ориентиров.
2. Практическая отработка маршрута в сопровождении и под контролем преподавателя.
3. Самостоятельное передвижение на маршруте под наблюдением преподавателя.
4. Самостоятельное передвижение на маршруте с последующим словесным описанием.
Реабилитант должен знать:
- этапы обучения маршрута;
- название и местоположение основных учреждений культурно-бытового назначения.
Реабилитант должен уметь:
- соотнооить образы пространства, сформированные на основе рельефных планов,
схем и карт с реальным пространством.
- определять свое местоположение относительно заданной точки отсчета.
Литература:
1. Глебова. В.А. Ориентировка незрячих в пространстве. М. ВОС. Т985.
2. Есенский. Я. Учебные материалы по пространственной ориентации и самостоятельному
движению слепых и слабовидящих. / перевод с чешского языка /. Прага. 1987.
Раздел 7. Формирование умений и навыков
ориентирования в большом пространстве.
1.Беседа. Формирование предметных и пространственных
представлений о бытовых и культурных учреждениях.
Формирование представлений о предметах и
объектах микрорайона.
2.Ориентирование на маршруте с прямолинейным
передвижением и с поворотом на 45-90 градусов.
3.Ориентирование на маршруте с пересечением
улиц и переулков, нерегулируемых светофором (Т-образный перекресток).
4.Ориентирование на маршруте с препятствиями
и на площади.
5.Ориентирование на маршруте с переходом
перекрестка, повышенной сложности, по подземному переходу.
6.Ориентирование на маршруте с переходом
улиц, регулируемых светофором.
7.Ориентирование на маршруте с переходом
перекресгка, повышенной сложности (трехсторонний).
8.Ориентирование на маршруте с переходом
перекрестка,повышенной сложности (четырехсторонний).
9.Ориентирование на маршруте с переходом
перекрестка, повышенной сложности (пятисторонний).
10.Ориентирование на маршруте с переходом
трассы двухстороннего движения.
11.Ориентирование на маршруте с включением
остановок городского транспорта.
12.Ориентирование в естественной природной
среде.
13.Ориентирование в разных условиях: световая,
темновая адаптация, ориентирование в разное время суток и года.
14.Ориентирование в незнакомом пространстве.
Реабилитант должен знать:
- название и местоположение основных культурно-бытовых учреждений в районе
обучения;
-правила ориентировки незрячего на улицах города, пригородных зонах;
-основные функции белой трости, приемы и способы ее использования.
Реабилитант должен уметь:
-соотносить образы пространства, сформированные на основе рельефных планов
и карт с реальным пространством, предметами и объектами его наполняющими;
-переходить улицы, переулки, площади, пользуясь светофорами и навыками,
сформированными в процессе обучения;
-определять свое местоположение относительно заданной точки отсчета;
-уметь ориентироваться в незнакомом пространстве.
Литература:
1. Глебова В. А. Ориентировка незрячих в пространстве М., ВОС 1985.
2. Наумов М. Н. Обучение слепых пространственной ориентировке М., ВОС
1982.
Раздел 8. Формирование умений и навыков
использования городского транспорта.
1. Формирование предметных представлений
о городском транспорте, о его маршрутах, обучение приемам входа и выхода
из транспорта, ориентирование внутри салона.
2. Обучение приемам ориентирования в метро.
Беседа. Инструктаж поведения незрячего в
метро:
- полная и правильная информация о станциях метро;
- словесное описание вида станции;
- конфигурация колонн, их размещение на платформе;
- особенности выходов и входов в метро;
- режим работы эскалатора.
Работа со схемой метрополитена города:
- линии метро, название станций, направление линий, пересадочные станции.
Реабилитант должен знать:
- схему метро;
- пересадочные станции;
- особенности передвижения незрячего в метро;
- о безопасности передвижения в метро.
Реабилитант должен уметь:
- самостоятельно ориентироваться в метро или с помощью окружающих людей;
- показать на схеме линии метро, пересадочные станции, станции, имеющие
ж/д платформы и вокзал.
3. Формирование предметных представлений
о железнодорожном транспорте и других видах транспорта, обучение ориентированию.
Сообщение информации о приемах ориентирования
незрячего на железнодорожном транспорте и других видах транспорта.
Практические занятия. Ориентировка на платформе,
вход и выход из транспорта, ориентировка внутри салона, ориентировка на
вокзале.
Раздел 9. Формирование способов общения
незрячего с окружающими людьми в различных ситуациях.
1. Приемы совместного передвижения с сопровождающим.
2.Беседа.Формироване умения обращаться за
помощью и отказываться от нее.
3.Беседа. Культура поведения и общения с
окружающими людьми.
4.Ориентирование в общественных местах и
учреждениях культурно-бытового назначения (театр, библиотека, музей, поликлиника,
магазин) с использованием помощи окружающих людей.
Реабилитант должен знать:
- приемы совместного передвижения незрячего с сопровождающем;
- название и местоположение основных учреждений культурно-бытового назначения
в районе обучения.
Ребилитант должен уметь:
- обращаться к незнакомому человеку, принимать предложенную помощь от
окружающих людей.
Литература:
1. Дейк Б. Что вам нужно знать для контакта со слепыми. Брюссель,1978
(пер. с франц.)
Раздел 10. Тифлотехнические средства
ориентирования.
Локаторы различной модификации: очки,брошь,фонарь,
в инфро-красном диапазоне и акустический ультрозвуковой локатор, звуковой
опознователь, звуковой маячок, и определитель уровня жидкости.
Реабилитант должен уметь:
- правильно использовать вспомогательные тифлотехнические средства в пространственном
ориентировании.
Литература:
1. Образование как средство социальной адаптации инвалидов: опыт и перспективы.
Материалы научно-практичесной конференции РАО Институт образования взрослых.
СПб 1998. С.С.Лебедева - составитель и научный редактор.
2. Ю.И.Петров, А.П.Садчиков, И.В.Блинникова. Особенности ориентировки
незрячих в пространстве Москва, 1989.
3. Сборник учебных программ по курсу элементарной реабилитации слепых
и слабовидящих, СПб 1998.
4. Литвак А.Г. Тифлопсихология. Л.Педагогика, 1985.
5. Кондратов А.М. Восстановление трудоспособности слепых. Учебно-методическое
пособие., ВОС, 1976.
6. Инструктивно-методические материалы по социально-трудовой реабилитации
инвалидов по зрению. М., БЕЛОС, 1988.
7. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. Л. 1992.
8. Литвак А.Г. Сборник по реабилитации слепых, М.ВОС 1983.
9. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственному ориентированию М. 1982.
10. Сверлов В.В. Пространственная ориентация слепых М. 1951.
|