Программа курса
Раздел 1. Психодиагностика (беседа,
наблюдение). Консультирование. Тестирование.
Анализ анамнеза и жалоб реабилитанта.
Изучение анамнеза и индивидуальных особенностей
личности поздноослепшего. Посредством беседы определить адаптационные
возможности инвалида по зрению, создать психологический контакт, основанный
на доверии, определить степень и силу внутреннего переживания, вызванного
потерей зрения. Изучить характер и актуальность жалоб собеседника. Тест
«Незаконченные предложения».
Психокоррекция состояний.
Коррекция эмоциональных состояний, самооценки
личности. Профилактика невротизации. Психокоррекция отношений к утрате
зрения, снятие страха перед возможной неудачей и некомпетентностью. Формирование
активной жизненной позиции.
Формирование положительной мотивации
к процессу реабилитации.
Цели и задачи социально-бытовой реабилитации.
Возможности слепого человека, как достичь желаемых результатов. Снять
негативную установку на трость. Самоопределение, самостоятельность и независимость
от окружающих и обстоятельств.
Структура городской социально-психологической
помощи инвалиду по зрению.
Познакомить с содержанием работы глазной МСЭК, ЦМСР инвалидов по зрению
(сориентировать на обучение), ТПО ВОС (досуг, привлечение к общественно-полезному
труду, гуманитарная помощь), обучение инвалидов по зрению в государственных
учебных заведениях, трудоустройство.
Раздел 2. Обучение пространственному
ориентированию.
Изучение индивидуальных особенностей
и состояния сохранных анализаторов.
Состояние зрительного анализатора
(острота зрения, поле зрения, светоощущение), слухового анализатора (тугоухость,
легкая тугоухость, норма), обоняния, двигательная активность, сопутствующие
заболевания.
Виды тростей, подбор трости, приемы владения
тростью.
Функции и виды тростей. Способы подбора
трости с учетом анатомо- физиологических особенностей человека. Приемы
владения тростью: захват, ее исходное положение относительно тела, маятниковые
и диагональные движения трости. Использование трости при передвижении
с сопровождающим.
Ориентирование в малом и большом пространстве:
квартира, микрорайон проживания.
Использование сохранных анализаторов,
правила безопасности передвижения (приемы защиты), восприятие пространства,
местоположение в пространстве, точка отсчета движения, синхронность движения
с тростью, спуск и подъем по лестнице, переход проезжей части, словесное
описание маршрута в границах микрорайона проживания (карта-путь и карта-обозрения).
Изучение жизненно важных маршрутов.
Анализ пространства микрорайона,
опредеение наиболее значимых маршрутов и их практическое освоение.
Раздел 3. Обучение чтению и письму по
системе Брайля.
История создания системы Брайля.
Историческая справка: создание письменности
для слепых, биография Луи Брайля, создание рельефно-точечного шрифта.
Принципы построения таблицы шеститочия.
Знакомство с шеститочием и нумерацией
его элементов при письме. Письменные принадлежности. Нумерация точек шеститочия
при чтении. Письмо и чтение комбинаций шеститочия.
Изучение букв, чтение и письмо отдельных
букв и слов.
Принцип построения «ключа» Брайля.
Изучение букв, чтение букв, слогов и слов.
Письмо и чтение словосочетаний.
Продолжение изучения букв РТШ, чтение
и письмо словосочетаний в соответствии с изученными буквами.
Знакомство с техникой письма по Гебольду.
Письмо по Гебольду - как средство
коммуникации со зрячим человеком, плоскопечатные буквы и цифры, формирование
навыка письма.
Раздел 4. Обучение домоводству и самообслуживанию
без зрительного контроля.
Общие вопросы организации домашнего хозяйства.
Определение имеющихся представлений
и навыков, знаний, умений, индивидуальные потребности, организация быта,
вспомогательные тифлосредства (дозаторы, система меток).
Средства и навыки личной гигиены, электроприборы
индивидуального пользования.
Наличие или отсутствие навыков личной
гигиены. Электробритва, фен, щипцы: техника безопасности, пользование,
хранение.
Ежедневная уборка квартиры: основные
приемы и средства.
Научить приемам уборки помещений
без зрительного контроля, ориентировка в рабочем пространстве, использование
химии в быту.
Уход за одеждой и обувью.
Общие представления о культуре одежды.
Распознавание и хранение одежды (складывание, система меток). Основные
приемы ухода за одеждой и обувью. Глажение и отпаривание одежды.
Ремонт одежды.
Знакомство с принадлежностями для ремонта одежды: иглы, нити, ткани. Развитие
осязания. Вдевание нити в иглу и простейшие операции по ремонту одежды.
Приготовление пищи.
Помещение кухни и ориентирование в ней,
кухонный инвентарь, организация рабочего места, приемы обработки продуктов
без зрительного контроля. Эксплуатация электрической или газовой плиты,
техника безопасности. Хранение и первичная обработка продуктов. Рекомендации
по рациональному приготовлению пищи, специальные и безопасные приемы.
Раздел 5. Работа с родными и близкими
инвалида по зрению.
Социально-демографический анализ семьи.
Структура семьи, возрастной состав, социальный
статус членов семьи, условия быта. Характер внутрисемейных отношений.
Этика поведения с незрячим родственником.
Что надо знать об инвалиде по зрению. Рентные
установки. Гиперопека и ее последствия. Как сопровождать слепого человека.
Принцип сотрудничества.
Коррекция внутрисемейных отношений.
Анализ конфликтных ситуаций (родители-дети,
жена-муж и т.д.). Организация совместных практических занятий. Проведение
психокоррекционных бесед с целью нормализации взаимоотношений.
Основы практической помощи позноослепшему
в сфере социально-бытовой реабилитации.
Обучение родственников (тифлоприемы, тифлосредства,
основы тифлопсихологии) с целью нормализации взаимоотношений в семье и
воспитания грамотного помощника. Консультирование поздноослепшего и его
родственников на базе ЦМСР с последующим привлечением слепого к обучению
в Центре.
|