Программа курса «Психологическая помощь в преодолении трудностей, обусловленных утратой зрения»

Пояснительная записка

     Человек получает около 80 % информации об окружающем мире с помощью зрения, и только около 20 % с помощью других органов чувств. Следовательно, люди, которые потеряли зрение в результате травм, соматических заболеваний, нуждаются не только в элементарной помощи в быту, но и в психологической поддержке.
     Потеря зрения в зрелом возрасте, когда у человека уже сформировались основные личностные особенности, воспринимается различными людьми по-разному, в зависимости от этих особенностей.
     Помимо объективных факторов (потеря работы, развод, смена социального статуса на поздноослепших людей влияет множество субъективных факторов (состояние психики к моменту потери зрения, темперамент, нервозность, эмоциональная неустойчивость и т. д.).Совокупность этих факторов и определяет тип реагирования человека на утрату зрения.
     Курс «Психологическая помощь в преодолении трудностей, обусловленных утратой зрения» ставит своей целью активизацию возможностей и способностей взрослых незрячих, а также позволит им больше познать свой внутренний мир, расширить поле собственного опыта и принять себя в новом качестве, что послужит в дальнейшем основой для формирования новых отношений с социумом. (принятие ролей, новый социальный статус) и тем самым адаптироваться к условиям окружающего зрячего мира.
     В процессе Курса предполагается решить следующие задачи:

      - Первичная диагностика психического состояния и выявление основной проблемы потерявшего зрение.
  - Ознакомление с методами и приемами работы в тренинговой группе.
  - Помощь в раскрытии собственных возможностей и способностей вне зависимости от состояния зрения.
  - Помощь в решении семейных проблем, связанных с утратой зрения.
  - Коррекция отношений со зрячими людьми, расширение и восстановление социальных связей поздноослепших людей.

     В процессе обучения незрячему человеку предоставляется возможность понять, что он не одинок, что многие люди, потерявшие зрение, находятся в таком состоянии растерянности, озлобленности на весь мир, как и он. В процессе групповых занятий человек может делиться своим опытом с другими членами группы и находить совместные пути решения проблем, казавшихся неразрешимыми.
     Новый опыт поможет человеку обратиться к самому себе, внутренним ресурсам своей личности, что является основным условием окончания курса обучения, а также приобрести набор приобретенных знаний и навыков, помогающих ему успешно преодолевать трудности в отношениях с окружающим миром. Успешность всех коррекционных мероприятий зависит от активности самого человека, от его желания обучаться в центре реабилитации, его адекватного восприятия себя и людей, окружающих его.
     Таким образом, задачей Курса в целом является вовлечение реабилитантов в активное сотрудничество с работниками центра, пробуждения в нем уверенности в своих силах и возможностях.
     В процессе психокоррекционной работы используются такие психологические методы и приемы: трансактный анализ, рациональная психотерапия, техники психосинтеза и психоанализа, комплексы релаксационных упражнений, а также приемы групповой и игровой психотерапии.
     В конце Курса обучения проводится зачет. Эффективность сдачи зачета оценивается по нескольким уровням, что позволяет с большей точностью определить качество знаний и умений полученных поздноослепшими в процессе реабилитации и степень готовности их к дальнейшей активной жизни.
     1 уровень - пассивное присутствие на занятиях. плохая контактность. усвоение одной или нескольких тем (до пяти тем). отделение себя от мира, воинственное отношение к окружающим.
     2 уровень - активно-пассивная позиция в группе. (большая зависимость от настроения), плохая контактность, поверхностное усвоение нескольких тем (в основном не касающихся круга его собственных проблем), неустойчивое восприятие себя и окружающих, все зависит от настроения.
     3 уровень - активная позиция в группе, хорошая контактность, хорошее усвоение тем, не связанных с собственными проблемами, отказ от обсуждения «горячих» тем, адекватное восприятие себя, но недостаточность навыков в отношениях с окружающими людьми.
     4 уровень - активная позиция в группе. хорошая контактность. прочное усвоение тем предложенных в курсе. адекватное представление о себе и окружающем мире.
     Сформированность перечисленных знаний и умений оценивается посредством проведения деловой игры. Её результатом является психологическое заключение, в котором даются рекомендации по совершенствованию этих знаний и умений.
     Примечание: Курс проводится в условиях тренинговой группы, что позволяет реабилитанту более эффективно овладеть способами саморегуляции и контроля собственной деятельности, обеспечивающих адекватное отношение к себе и окружающим.

 

Учебно-тематический план

Название разделов
Количество часов
Лекц.
Практич.
Самост.
Раздел 1. Первичная диагностика и выявление основной проблемы потерявшего зрение.
1
3
0
Раздел 2. Выявление возможностей ослепшего человека в быту и житейских ситуациях.
2
6
0
Раздел 3. Коррекция отношения незрячего человека к себе и окружающим.
3
14
3
Раздел 4. Психологическая защита, ее роль в жизни незрячего человека.
1
3
0
Раздел 5. Семья, как источник травматизации и восстановления незрячего человека.
1
3
3
Раздел 6. Психологическое сопровождение в постреабилитациинный период.
1
6
2
Всего:
9
35
8

 

Программа курса

     Раздел 1. Первичная диагностика и выявление основной проблемы потерявшего зрение.
     Знакомство членов группы между собой. Основные цели и задачи Курса. Знакомство с основными правилами работы в группе.Экспресс-диагностика депрессивного, невротического, состояний. Подробный рассказ незрячего о себе. Ответы на вопросы: «почему я пришел в центр?», «чего я жду от занятий?», «как я чувствую себя в группе незрячих людей?» Формирование положительного отношения к обучению в центре.
     Пакет методик: шкала депрессии, Шкала тревожности Спилбергера-Ханина, УСК. Методика неоконченных предложений Сакса-Леви, Мини-мульт, Упражнения: «знакомство», «проникновение и выход из круга», «мне нравится когда меня зовут...», «конверт откровений» и др.
     Оборудование: мяч, гном, магнитофон, аудиокассеты.
     Знания и умения: Навыки поведения в тренинговоцй группе. умение распознавать и отслеживать собственные эмоциональные состояния. понимание мотивов прихода в центр. умение рассказывать малознакомым людям о себе и о своих проблемах.

     Раздел 2. Выявление возможностей незрячего человека в быту и житейских ситуациях.
     Беседа: «я дома, я на улице». Ответы на вопросы «что я реально могу делать сам?», «что мне трудно делать самому?», «чему в первую очередь я хочу научиться» Беседа: «отличия поведения в быту незрячего и зрячего человека» Беседа: «что я понимаю под словом неудача?» Выявление типа реагирования каждого члена группы в ситуации неудачи. Беседа: «проблемы общения». Дискуссия по теме беседы. правила общения в группе и в паре. Понятие социального статуса личности. Изменение социального статуса под воздействием различных факторов. Установление наличия этих проблем в группе. Беседа: «социальный статус незрячего человека».
     Пакет методик: Методика «избегание неудач» Опросник Я. Стреляу, Опросник Меграбяна групповые и парные упражнения (ищем секрет) Личностный Опросник FPI и тд.
     Оборудование: гном, магнитофон, аудиокассеты
     Знания и умения: Осознание своих реальных возможностей. Формирование четких представлений о том, чему незрячий хочет научиться в центре реабилитации. Осознание особенностей собственного поведения в быту и житейских ситуациях. Формирование собственного типа реагирования на неудачу. Формирование навыков общения в группе и паре. Понимание проблем общения зрячих и незрячих людей. Осознание своего нового социального статуса. Помощь в повышении социального статуса.

     Раздел 3. Коррекция отношения незрячего человека к себе и окружающим.
     Понятие «Я-образа» и «Я-концепции» человека. Беседа: «Я в окружающем мире». Понятие стиля общения. Проекция своего внутреннего состояния на внешний мир. Дискуссия: «все кругом злятся, следовательно - я злюсь». Этимология слова «сочувствие», соотношение со словами «сопереживание», «сострадание». Беседа: «отношение к сочувствию». Дискуссия по теме беседы. Беседа: «принятие помощи и сочувствия». дискуссия по теме беседы. Беседа: «Отношение к утрате зрения» . Выявление основных защитных механизмов. Беседа: «Слепота - несправедливость». Дискуссия по теме беседы. (верно ли это?) Выявление мнения группы об особенностях незрячих людей. Беседа: «Реальные особенности незрячих людей». Беседа: «Мифические особенности незрячих людей». Игры: «я настоящий», «я в представлениях других людей». Дискуссия на тему: «несоответствие представлений человека о себе представлениям других людей о нем». Декларация самоценности. Беседа: «кто окружает нас, и кто они в большинстве случаев». Понятие самоанализа, самосовершенствования, расширения поля опыта.. Понятие о темпераменте, характере, индивидуальных особенностях человека. Стиль общения в группе. Беседа: «умеем ли мы общаться с окружающими людьми». Активность в общении, хорошо это или плохо? Обучение правилам конструктивного общения. Выявление психологических аспектов пространственного ориентирования. Занятия вне кабинета: на улице, в магазине, в учреждениях. Ответы на вопросы: (до занятия) «как я общаюсь с незнакомыми людьми(после занятия) «как я на самом деле общаюсь с незнакомыми людьми».
     Пакет методик: Сборник психокоррекцинных бесед (под ред. Ю. Г. Демьянова) Опросник «мотивация аффилиации» Я. Меграбян)Опросник «потребность в общении Упражнения: медитация «солнце», «если бы я был тобой», «доверительная прогулка», «цветение розы», «декларация самоценности» и др.
     Оборудование: Магнитофон, гном, аудиокассеты, трость, записная книжка, бумага для записи
     Знания и умения: Осознание себя в окружающем мире. Предоставление возможности для да льнейшего развития Я-Концепции. Формирование собственного стиля общения. Коррекция проекций. Формирование адекватного отношения к сочувствию. Дать возможность научиться спокойно принимать помощь незнакомых людей. Формирование адекватного отношения к утрате зрения. Установка на общение Составление собственного психологического портрета. Реальное представление об особенностях собственной личности (вне зависимости от состояния зрения). Формирование адекватных реакций на представление других людей о себе. Умение взглянуть на себя со стороны. Знание декларации самоценности. Формирование положительного отношения к окружающим. Знание об особенностях различных людей в процессе общения. Умение вести психологический дневник. Способность активизации своих чувств и возможностей. Знание своего темперамента, характера, поведения в процессе общения в группе. Усвоение навыков конструктивного общения. Умение общаться с людьми на улице, в магазине, в учреждениях Усвоение норм поведения в общественных местах.

     Раздел 4. Психологическая защита, ее роль в жизни незрячего человека.
     Представление о психологической защите у З. Фрейда, К. Юнга, Э. Бэрна и других авторов. Польза и вред вытеснения рационализации и проекции. Групповая работа с чувствами. Беседа: «рентные установки». Дискуссия по теме беседы. Беседа: «Я инвалид, мне это позволено и положено». Дискуссия по теме беседы.
     Пакет методик: Сборник психокоррекционных бесед (под ред. Ю Г. Демьянова) Упражнение «смена темы», «проекции» и др.
     Оборудование: Магнитофон, аудиокассеты, гном.
     Знания и умения: Элементарные знания о концепции защит. Знание собственной стратегии защит. Знание об общности прав и обязанностей зрячих и незрячих людей.

     Раздел 5. Семья, как источник травматизации и восстановления незрячего человека.
     Семья и брак в среде незрячих людей. Понятие психологической травмы. Дискуссия на тему: «на сколько Семья лишает самостоятельности незрячего человека». Базовое понятие конфликтов. Основные причины возникновения семейных конфликтов. Стратегии разрешения конфликтов. Ответы на вопросы: «можно ли злиться на близких людей?» «Как вести себя в конфликтной ситуации?». (индивидуальные мнения) Выяснение состава семьи, Ее стажа, распределения функций, обязанностей в семье.
     Пакет методик: Висбаденский полифакторный Опросник. Методика неоконченых предложений (любая о семье), Методика РОП и др.
     Оборудование: Гном, магнитофон, аудиокассеты, бумага для записи.
     Знания и умения: Реальное представление о собственной семье и о своей роли в ней. Знание о причинах возникновения семейных конфликтов. Формирование собственной стратегии разрешения конфликта. Состовление социограммы собственной семьи.

     Раздел 6. Психологическое сопровождение в постреабилитационный период.
     Подведение итогов курса. Зачет. Беседа: «Кем я был до поступления в центр и кто я есть теперь». Зачетная деловая игра (на усмотрение автора).Подведение индивидуальных итогов. Составление схемы дальнейших действий. Продумывание системы связей с учащимися вне центра. Закрытие группы.
     Пакет методик: подборка деловых игр, Шкала депрессии, опросник Н. Пантелеева и др.
     Оборудование: Магнитофон, аудиокассеты.
     Знания и умения: Обобщение и систематизация ранее полученных навыков. Обобщение навыков, приобретенных в тренинговой группе. Умение использовать данные навыки вне центра.

 

Рекомендуемая литература

1. Бухтияров В. С. Люди, боги, герои // Наша жмзнь.-1998.-№12.-с. 60.
2. Гудонис В. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушениями зрения М.: 1999.
3. Крогиус А. Из душевного мира слепых. ч. 1.-Спб: Сенатская типография 1909.
4. Платонов К.К. Занимательная психология: Питер-пресс.-1998.
5. Слепец в семье, школе и обществе: очерк из психологии и быта слепых.-Владимир: 1908.
6. Щербина А. М. Слепой музыкант Короленко, как попытка проникновения зрячих в психологию слепых.-М.:изд-во МГУ1916.

 

Литература

1. Бэрн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. СПб. 1998.
2. Грановская Р.М. Никольская К.М. Защиты личности.Знание 1999.
3. Гудонис В. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушениями зрения., 1999.
4. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии СПб. 1999.
5. Кораблина Е.П. Акиндинова И.А. Баканова А.А. Родина А.М. Психологическая поомощь и консультирование Методическое пособие к практическим занятиям по курсу. Спб. Изд-во РГПУ А.И.Герцена 1998.
6. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб. изд-во РГПУ им. А. И. Герцена 1998.
7. Рудестам К. Групповая психотерапия., «Питер», 1999.
8. ТомасДЖ. Практика психосинтеза Спб. 1992.

 

Hosted by uCoz