Программа курса
Раздел 1. Первичная диагностика и выявление
основной проблемы потерявшего зрение.
Знакомство членов группы между собой. Основные
цели и задачи Курса. Знакомство с основными правилами работы в группе.Экспресс-диагностика
депрессивного, невротического, состояний. Подробный рассказ незрячего
о себе. Ответы на вопросы: «почему я пришел в центр?», «чего я жду от
занятий?», «как я чувствую себя в группе незрячих людей?» Формирование
положительного отношения к обучению в центре.
Пакет методик: шкала депрессии, Шкала тревожности
Спилбергера-Ханина, УСК. Методика неоконченных предложений Сакса-Леви,
Мини-мульт, Упражнения: «знакомство», «проникновение и выход из круга»,
«мне нравится когда меня зовут...», «конверт откровений» и др.
Оборудование: мяч, гном, магнитофон, аудиокассеты.
Знания и умения: Навыки поведения в тренинговоцй
группе. умение распознавать и отслеживать собственные эмоциональные состояния.
понимание мотивов прихода в центр. умение рассказывать малознакомым людям
о себе и о своих проблемах.
Раздел 2. Выявление возможностей незрячего
человека в быту и житейских ситуациях.
Беседа: «я дома, я на улице». Ответы на
вопросы «что я реально могу делать сам?», «что мне трудно делать самому?»,
«чему в первую очередь я хочу научиться» Беседа: «отличия поведения в
быту незрячего и зрячего человека» Беседа: «что я понимаю под словом неудача?»
Выявление типа реагирования каждого члена группы в ситуации неудачи. Беседа:
«проблемы общения». Дискуссия по теме беседы. правила общения в группе
и в паре. Понятие социального статуса личности. Изменение социального
статуса под воздействием различных факторов. Установление наличия этих
проблем в группе. Беседа: «социальный статус незрячего человека».
Пакет методик: Методика «избегание неудач»
Опросник Я. Стреляу, Опросник Меграбяна групповые и парные упражнения
(ищем секрет) Личностный Опросник FPI и тд.
Оборудование: гном, магнитофон, аудиокассеты
Знания и умения: Осознание своих реальных
возможностей. Формирование четких представлений о том, чему незрячий хочет
научиться в центре реабилитации. Осознание особенностей собственного поведения
в быту и житейских ситуациях. Формирование собственного типа реагирования
на неудачу. Формирование навыков общения в группе и паре. Понимание проблем
общения зрячих и незрячих людей. Осознание своего нового социального статуса.
Помощь в повышении социального статуса.
Раздел 3. Коррекция отношения незрячего
человека к себе и окружающим.
Понятие «Я-образа» и «Я-концепции» человека.
Беседа: «Я в окружающем мире». Понятие стиля общения. Проекция своего
внутреннего состояния на внешний мир. Дискуссия: «все кругом злятся, следовательно
- я злюсь». Этимология слова «сочувствие», соотношение со словами «сопереживание»,
«сострадание». Беседа: «отношение к сочувствию». Дискуссия по теме беседы.
Беседа: «принятие помощи и сочувствия». дискуссия по теме беседы. Беседа:
«Отношение к утрате зрения» . Выявление основных защитных механизмов.
Беседа: «Слепота - несправедливость». Дискуссия по теме беседы. (верно
ли это?) Выявление мнения группы об особенностях незрячих людей. Беседа:
«Реальные особенности незрячих людей». Беседа: «Мифические особенности
незрячих людей». Игры: «я настоящий», «я в представлениях других людей».
Дискуссия на тему: «несоответствие представлений человека о себе представлениям
других людей о нем». Декларация самоценности. Беседа: «кто окружает нас,
и кто они в большинстве случаев». Понятие самоанализа, самосовершенствования,
расширения поля опыта.. Понятие о темпераменте, характере, индивидуальных
особенностях человека. Стиль общения в группе. Беседа: «умеем ли мы общаться
с окружающими людьми». Активность в общении, хорошо это или плохо? Обучение
правилам конструктивного общения. Выявление психологических аспектов пространственного
ориентирования. Занятия вне кабинета: на улице, в магазине, в учреждениях.
Ответы на вопросы: (до занятия) «как я общаюсь с незнакомыми людьми(после
занятия) «как я на самом деле общаюсь с незнакомыми людьми».
Пакет методик: Сборник психокоррекцинных
бесед (под ред. Ю. Г. Демьянова) Опросник «мотивация аффилиации» Я. Меграбян)Опросник
«потребность в общении Упражнения: медитация «солнце», «если бы я был
тобой», «доверительная прогулка», «цветение розы», «декларация самоценности»
и др.
Оборудование: Магнитофон, гном, аудиокассеты,
трость, записная книжка, бумага для записи
Знания и умения: Осознание себя в окружающем
мире. Предоставление возможности для да льнейшего развития Я-Концепции.
Формирование собственного стиля общения. Коррекция проекций. Формирование
адекватного отношения к сочувствию. Дать возможность научиться спокойно
принимать помощь незнакомых людей. Формирование адекватного отношения
к утрате зрения. Установка на общение Составление собственного психологического
портрета. Реальное представление об особенностях собственной личности
(вне зависимости от состояния зрения). Формирование адекватных реакций
на представление других людей о себе. Умение взглянуть на себя со стороны.
Знание декларации самоценности. Формирование положительного отношения
к окружающим. Знание об особенностях различных людей в процессе общения.
Умение вести психологический дневник. Способность активизации своих чувств
и возможностей. Знание своего темперамента, характера, поведения в процессе
общения в группе. Усвоение навыков конструктивного общения. Умение общаться
с людьми на улице, в магазине, в учреждениях Усвоение норм поведения в
общественных местах.
Раздел 4. Психологическая защита, ее
роль в жизни незрячего человека.
Представление о психологической защите у
З. Фрейда, К. Юнга, Э. Бэрна и других авторов. Польза и вред вытеснения
рационализации и проекции. Групповая работа с чувствами. Беседа: «рентные
установки». Дискуссия по теме беседы. Беседа: «Я инвалид, мне это позволено
и положено». Дискуссия по теме беседы.
Пакет методик: Сборник психокоррекционных
бесед (под ред. Ю Г. Демьянова) Упражнение «смена темы», «проекции» и
др.
Оборудование: Магнитофон, аудиокассеты,
гном.
Знания и умения: Элементарные знания о концепции
защит. Знание собственной стратегии защит. Знание об общности прав и обязанностей
зрячих и незрячих людей.
Раздел 5. Семья, как источник травматизации
и восстановления незрячего человека.
Семья и брак в среде незрячих людей. Понятие
психологической травмы. Дискуссия на тему: «на сколько Семья лишает самостоятельности
незрячего человека». Базовое понятие конфликтов. Основные причины возникновения
семейных конфликтов. Стратегии разрешения конфликтов. Ответы на вопросы:
«можно ли злиться на близких людей?» «Как вести себя в конфликтной ситуации?».
(индивидуальные мнения) Выяснение состава семьи, Ее стажа, распределения
функций, обязанностей в семье.
Пакет методик: Висбаденский полифакторный
Опросник. Методика неоконченых предложений (любая о семье), Методика РОП
и др.
Оборудование: Гном, магнитофон, аудиокассеты,
бумага для записи.
Знания и умения: Реальное представление
о собственной семье и о своей роли в ней. Знание о причинах возникновения
семейных конфликтов. Формирование собственной стратегии разрешения конфликта.
Состовление социограммы собственной семьи.
Раздел 6. Психологическое сопровождение
в постреабилитационный период.
Подведение итогов курса. Зачет. Беседа:
«Кем я был до поступления в центр и кто я есть теперь». Зачетная деловая
игра (на усмотрение автора).Подведение индивидуальных итогов. Составление
схемы дальнейших действий. Продумывание системы связей с учащимися вне
центра. Закрытие группы.
Пакет методик: подборка деловых игр, Шкала
депрессии, опросник Н. Пантелеева и др.
Оборудование: Магнитофон, аудиокассеты.
Знания и умения: Обобщение и систематизация
ранее полученных навыков. Обобщение навыков, приобретенных в тренинговой
группе. Умение использовать данные навыки вне центра.
|