Программа курса
Раздел 1. Психодиагностика.
Анализ анамнеза и жалоб уреабилитантов.
Выявление основных проблем незрячего человека (чем живет и к чему стремится),
определение характера и уровня личностных переживаний, сомнений, внутренних
противоречий. Анализ особенностей внутрисемейных отношений и их природы.
Исследование особенностей памяти (кратковременной, долговременной, смысловой)
и внимания (переключение, распределение, устойчивость, объем) с целью
составления индивидуального прогноза обучения и рекомендаций к нему.
Диагностика личности по следующим методикам:
диагностика доминирующего Я-состояния, личностный тест Кэттелла Р., методика
незаконченных предложений (межличностные отношения), диагносика тактики
поведения в конфликтной ситуации, тест оценки поведения (П. Якубовской),
методика наблюдения группового взаимодействия. Возможно использование
и других методик. Составление индивидуального психологического портрета
реабилитанта, изучение потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой
сфер инвалида по зрению.
Раздел 2. Активизация интеллектуального
потенциала инвалида по зрению.
Психологическая помощь и консультирование.Знакомство
с кабинетом. Цели и задачи предмета. Сформировать позитивное отношение
к психологической помощи, заложить основы психологической культуры.
Формирование положительной мотивации к обучению:
закрепить положительную установку на обучение пространственному ориентированию
(снять страх перед самостоятельным передвижением, снять негативную установку
на трость); обучение чтению и письму по системе Брайля (ориентирование
на успех и достижение желаемых результатов, возможность получения информации
и т.д.). Анализ отзыва учащихся, ранее проходивших реабилитацию.
Раздел 3. Психокоррекция состояний,
вызванных утратой зрения.
Психокоррекция отношений к утрате зрения.
Снятие страха перед возможной неудачей и некомпетентностью. Самооценка,
ее значение. Самостоятельность и независимость. Образование - как возможность
найти себя в мире профессий и зрячих людей. Социальный статус и самоопределение.
Психологический анализ жалоб реабилитантов.
Семья и быт слепых. Что надо знать зрячему
о слепом человеке. Возможные причины конфликтов в семье и пути их преодоления.
Коммуникативная культура (навыки). Ситуационные задания. Анализ выполнения
заданий, личного опыта. Приемы общения со зрячими людьми: стиль общения,
стратегия поведения, общение неречевыми средствами (мимика, жесты, поза).
Дистанция общения. Тренинг - общения. Профилактика конфликтов. Информация
о базовых понятиях конфликта: доминирование, уступчивость, уход. Антиподы
конфликта: компромисс, сотрудничество. Закономерности в общении зрячих
и слепых. Анализ мнений, суждений, сня\тие предубеждений, взаимопонимание
и взаимопомощь.
Раздел 4. Психогигиена в жизни инвалида
по зрению.
Психическая саморегуляция в повседневной
жизни. Понятие «нервные перегрузки», последствия, профилактика. Психофизическая
саморегуляция своих эмоций без применения психотропных препаратов. Формирование
положительной мотивации к обучению приемам аутотренинга (АТ).
Психическая саморегуляция в экстремальной
обстановке. Понятия «стресс», «стрессовая ситуация». Основа стресса -
страх. Тревожность - ожидание страха. Поведенческие реакции (соматика,
психика, их взаимосвязь). Автоматизированные механизмы человека. Сила
воли. Формирование осознанных желаний самоуправлять своими психофизическими
процессами. Аутотренинг и его значение в жизни человека. Знакомство с
методом самовнушения. Техника выполнения комплекса упражнений по релаксации.
Дыхание. Тренировка памяти, внимания. Концентрация внимания. Самостоятельная
работа под аудиосеанс «Ресурс» (закрепление навыков АТ). Идеомоторный
тренинг: представление движения с целью тренировки и совершенствования
психомоторных навыков и профилактики нервно-эмоционального волнения перед
самостоятельным передвижением. Эмоционально-волевые ресурсы человека.
Потенциал возможностей человеческого организма. Проблема - причина - поиск
наилучшего решения - выполнение. Понимание проблемы уверенности. Варианты:
уверенный, неуверенный, агрессивный. Игровой тренинг (диагностика участника
игры). Анализ игры.
Комплекс по релаксации. Техника выполнения
упражнений «Контроль расслабления», «Отдых в расслаблении». Формула: «слово-образ-состояние».
Тренировка памяти, внимания, воображения. Закрепление навыков АТ.
Активное поведение. Базовые понятия «установка»,
«подчинение», «гиперопека», «самостоятельность», «бездействие». Выработка
активной жизненной позиции. Негативные стороны иждивенчества. Девиз: «Человек
должен раствориться в работе, чтобы почувствовать себя сильным». Игровой
тренинг: поведение в экстремальной ситуации. Принятие единого решения
в команде. Лидерство формальное и неформальное. Индивидуальные ошибки,
командная ошибка. Психологическая совместимость. Анализ хода игры и ее
результатов.
Профилактика чувств беспокойства и неуверенности.
Развитие навыков самоконтроля в нестандартной ситуации. Уметь принять
трудную ситуацию, проанализировать ее и найти способ улучшить этот вариант.
Беспокойство - причина многих болезней. Игровой тренинг: тренировка чувства
уверенности и ответственности. Причины конфликта. Профилактика конфликта.
Тренировка памяти, внимания и воображения.
Кратковременная память, ассоциативная память, концентрация внимания, распределение
внимания. Создать нужный образ с использованием сохранных анализаторов.
Представить задаваемый пейзаж с помощью «внутреннего видения». Словесное
описание композиции.
Упражнение по психосинтезу «Спокойствие».
Создание и развитие желаемого качества (состояния). Воспитание спокойствия.
Создание внутренних условий для этого состояния. Свобода выбора. Желание
его. Техника выполнения упражнения.
Первая помощь в острой стрессовой ситуации.
Практические советы. Упражнения по переключению внимания, по нормализации
дыхания, мышечного напряжения. Анализ результатов самостоятельной деятельности.
Установка. Ее положительные и отрицательные
стороны, направленность. Самовнушение. Сопротивление негативной установке.
Преодоление страха и неуверенности. Адекватная и неадекватная установки
к себе и окружающим.
Раздел. 5 Самооценка себя и своего поведения.
Формирование адекватной самооценки. Самоактуализация.
Самодостаточность. Самоприказ. Самоободрение.
Мобилизующие упражнения (повышение уровня активности нервной системы).
Пути самореализации.
Практика психосинтеза: упражнение «Цветение
розы». Техника выполнения. Раскрытие духовного центра, человеческого «Я».
Раздел. 6 Постреабилитационное сопровождение.
Оценка эффективности навыков по саморегуляции
в конфликтной ситуации.
Индивидуальные планы деятельности реабилитантов
на будущее. Дневник «Самонаблюдения», ведение дневника. Оценка учащимися
своей деятельности. Подведение итогов. Планы на будущее. Психологическое
консультирование: помощь человеку в умении соориентироваться в широком
круге возникших проблем общения, во взаимоотношениях в семье с целью их
конструктивного разрешения. Коррекция личностных переживаний, препятствующих
самореализации и самоактуализации личности. Профконсультация инвалидов
по зрению.
|