Программа курса «Домоводство и самообслуживание»

Пояснительная записка

     Сохранение самостоятельности в быту - естественное желание каждого утратившего зрение, поэтому в осуществлении элементарной реабилитации инвалидов по зрению одно из основных мест занимает обучение умениям и навыкам самообслуживания и домоводства на суженной сенсорной основе.
     Настоящая программа составлена на основе изучения и анализа ранее существовавших программ (отдела социальной реабилитации и трудоустройства ЛП ВОС, школы восстановления трудоспособности слепых Санкт-Петербурга и Волоколамска, средних школ слепых и слабовидящих) и обобщения положительного опыта работы. В настоящей программе несколько изменено количество часов на изучение отдельных тем и их последовательность. Программу по блоку «Приготовление пищи» я выделила из общей, так как эти уроки проводятся в отдельном помещении, содержат специфический достаточно однородный материал.      Рекомендую занятия по приготовлению пищи чередовать с занятиями основного блока (например: 2 и 4 часа групповой недельной нагрузки).
     Учитывая индивидуальные особенности и возможности учащихся, программа предполагает проведение, помимо групповых, индивидуальных занятий (2 и 1 час в неделю).
     ЦЕЛЬ курса «Домоводство и самообслуживание» - сформировать или восстановить жизненно необходимые навыки, умения и представления.
     Основная часть учебного времени отводится на практические занятия, теоретические сведения даются в форме бесед и небольших лекций.
     ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ КУРСА ЯВЛЯЮТСЯ:
1. формирование умений и навыков выполнения хозяйственно-бытовых работ и действий по самообслуживанию на измененной (резко суженной) сенсорной основе;
2. ознакомление с бытовыми тифлоприборами и обучение пользованию ими;
3. ознакомление с рациональными приемами ведения домашнего хозяйства инвалидами по зрению;
4. оказание консультативной помощи родственникам инвалидов по зрению по вопросам самообслуживания и ведения домашнего хозяйства.
     Используемые методы обучения: словесные, наглядные, практические.
     Наглядность подбирается с учетом сохранных анализаторов: тактильная, вкусовая, обонятельная, слуховая, температурная. При демонстрации практического умения и незрячие, и лица с остаточным зрением должны проследить весь процесс руками, то есть с тактильным контролем. При обучении слабовидящих очень важное значение имеют вспомогательные средства демонстрации и освещение. Особую сложность представляет обучение реабилитантов с повреждениями или отсутствием верхних конечностей - это требует корректировки приемов и способов с учетом сопутствующего дефекта и дополнительных приспособлений.
     Программа курса содержит 7 разделов:
I. Общие вопросы организации домашнего хозяйства.
II. Личная гигиена.
III. Уход за квартирой и современный интерьер.
IV. Одежда и уход за ней.
V. Уход за обувью.
VI. Ремонт одежды и рукоделие.
VII. Приготовление пищи.

     Каждый раздел содержит ряд тем, расположенных в порядке возрастания их сложности и достаточных для начальных этапов реабилитации поздноослепших. В процессе обучения возможно изменение последовательности разделов. Для реализации дифференцированного подхода возможно исключение некоторых тем или введение дополнительных, изменение количества часов, отведенных на ту или иную тему. Освоение программы по домоводству и самообслуживанию предполагает существование крепких межпредметных связей (например, с занятиями по пространственному ориентированию, психокоррекции, овладению системой Брайля).
     Следует заметить, что для осуществления программы требуется определенная материальная база, т.к. превалируют наглядно-практические методы обучения, а чисто словесные - малоэффективны.
     Отбор материала обусловлен его значимостью для повседневной жизни инвалида по зрению и ограничен количеством учебных часов. Также в программе предусмотрено время для возможной самостоятельной работы учащихся.
     Программа рассчитана на 7 лекционных часов, 53 практических и 20 часов для самостоятельной работы.

     Примерные критерии оценки приобретенных знаний, умений и навыков:
«0» - отсутствие знаний, умений, навыков, нет положительной мотивации к обучению;
«1» - наличие отдельных навыков и умений, обедненность предметных представлений, недостаточная мотивация к обучению;
«2» - удовлетворительное и хорошее владение основными умениями и навыками, наличие достаточных предметных представлений и положительной мотивации к обучению;
«3» - высокий уровень сформированных умений и навыков, наличие полных предметных представлений, самостоятельное качественное выполнение действий по самообслуживанию и домоводству.
     Дальнейшее изучение тем возможно при индивидуальной работе, консультативной помощи по окончании курса реабилитации и при посещении кружков по интересам (например, «Кулинария», «Массаж и косметика», «Цветоводство» и т.п.).

 

Учебно-тематический план

Название разделов
Количество часов
Лекц.
Практич.
Самост.
Раздел 1. Общие вопросы организации домашнего хозяйства.
1,5
4,5
1
Раздел 2. Личная гигиена.
1
2
0
Раздел 3. Уход за квартирой и современный интерьер.
1
3
1
Раздел 4. Одежда и уход за ней.
1
6
3
Раздел 5. Уход за обувью.
0,5
1,5
0
Раздел 6. Ремонт одежды и рукоделие.
1
16
6
Раздел 7. Приготовление пищи.
1
20
9
Всего:
7
53
20

 

Программа курса

     Раздел 1. Общие вопросы организации домашнего хозяйства.
     Преподаватель знакомит реабилитантов с задачами курса и его содержанием, изучает уровень готовности реабилитанта к обучению и его индивидуальные особенности. Проводится практическое ориентирование в кабинете.
     Все инвалиды по зрению знакомятся с «брайлевскими» часами, а лица с остаточным зрением - дополнительно с часами для слабовидящих. Календари с рельефно-точечным шрифтом предлагаются для первоначального ознакомления.
     Изучают приемы различения монет (по размеру, весу, наличию надписей, качеству металла) и купюр (система рельефных меток на полях купюр), рекомендуем для удобного хранения и различения монет - монетницы, купюр - портмоне с определенной укладкой купюр (слабовидящие могут дополнительно ориентироваться на цвет купюр и применять оптические средства). Следует ознакомить учащихся с планированием семейного бюджета, возможностями, которые представляют сберегательные кассы (банки).
     Реабилитанты знакомятся с настольными играми для незрячих и конструкторами, даются рекомендации по адаптированию игр с учетом дефекта.
     По изучении раздела реабилитант должен представлять содержание курса, выделить наиболее актуальные для себя темы и уметь ориентироваться в кабинете; знать о разновидностях часов для инвалидов по зрению и уметь правильно их эксплуатировать: выставлять время, заводить, определять время по 2 - 3 (минимально, этот показатель зависит от уровня тактильной чувствительности) видам часов; уметь различать монеты и купюры (в зависимости от развития тактильного анализатора), пользоваться монетницей, знать дополнительные приемы различения купюр; овладеть 1 - 2 видами понравившихся им игр, использовать их во внеучебное время.
     Оборудование: часы «брайлевские» - будильник «Слава», карманные «Молния», наручные мужские «Ракета», таймер с рельефной шкалой, часы для незрячих шахматистов; часы наручные для слабовидящих «Ракета» (желательно иметь два вида циферблата: черный и белый), часы с синтезатором речи - будильник и наручные. Календари «брайлевские» - табель-календарь на год и перекидной календарь; набор монет и купюр, монетница, портмоне; шахматы и шашки, нарды с тифлодоработкой, танграмм, реверси, кубик Рубика с тифлодоработкой, домино, пластмассовый конструктор.

     Раздел 2. Личная гигиена.
     Учащиеся знакомятся с комплексом упражнений для глаз «Тратака». Обучаются пальмингу и другим упражнениям для снятия зрительного напряжения.      Слабовидящим учащимся следует напомнить о правильном обращении с очками.
     Особенно эта тема актуальна, когда реабилитант педагогически запущен или слишком невелик стаж слепоты, наступившей внезапно. Учим умыванию, чистке зубов, причесыванию, стрижке и подпиливанию ногтей, бритью. Даются сведения о применении системы меток на гигиенических средствах. Если уровень реабилитантов достаточно высок, раздел разнообразиться: даются рецепты и приемы наложения масок, вопросы применения декоративной косметики, простейшего самомассажа (кисти рук).
     Реабилитанты учатся пользоваться электробритвой и электрофеном, щипцами для волос (или электробигуди). Также следует обучить реабилитантов применению системы меток, рациональному размещению и хранению необходимых лекарственных средств.
     По изучении раздела реабилитант должен уметь выполнять гигиенические требования охраны зрения: промывать глаза, сделать простейший компресс, пользоваться отдельным чистым платком для глаз, изучить и ежедневно выполнять упражнения для глаз; знать о разнообразии средств личной гигиены, способах их различения и уметь без посторонней помощи осуществлять гигиенические операции; различать основные лекарственные средства, применяемые им и выработать систему их опознования. Реабилитант должен уметь пользоваться электробритвой (мужчина), феном для сушки и укладки волос, электрощипцами (женщины).
     Оборудование: зубные щетки и паста, расчески, зеркало (для слабовидящих), ножницы с закругленными концами, пилка для ногтей. Картотека средств личной гигиены и косметики. Электробритва, электрофен, электрощипцы для волос, набор тактильных меток, упаковка лекарств.

      Раздел 3. Уход за квартирой и современный интерьер.
     Следует дать сведения о рациональном применении и размещении инвентаря и средств для уборки. Обучить приемам вытирания пыли и уборки пола.
     Реабилитанты знакомятся с правилами мытья окон, дверей, уходом за мягкой мебелью и ковровыми изделиями. Учатся пользоваться пылесосом, знакомятся с разнообразием чистящих и моющих средств и критериями их выбора; получают представления о создании современного интерьера с учетом тифлофактора, учатся пользоваться рулеткой с тифлодоработкой и подручными средствами для производства измерений в своем жилище; знакомятся с навыками безопасного обращения с необходимыми инструментами: молоток, отвертка и средствами (клей).
     По прохождении темы реабилитант должен знать о необходимости ежедневной влажной уборки, моющих средствах и уметь вытирать пыль и убирать пол влажным способом; знать приемы и средства ухода за мягкой мебелью и ковровыми изделиями, уметь пользоваться пылесосом; ознакомиться с основными принципами создания рационального интерьера, его освещенности (для лиц с остаточным зрением), уметь производить измерения с помощью рулетки; уметь вбить гвоздь, пользоваться отверткой.
     Оборудование: хозяйственные тряпки, салфетка «Уют», швабра, совок, ведро; склиз, пылесос с насадками, картотека СМС (синтетических моющих средств); рулетки с тифлодоработкой, шнур с узелками; приспособления для забивания гвоздей (тифлоразработка), гвозди, шурупы, отвертки, доска.

     Раздел 4. Одежда и уход за ней.
     Даются рекомендации о подборе одежды, снятии необходимых мерок для определения размера. Учащиеся знакомятся со способами различения одежды, применению меток, завязыванием галстука и платка. Одновременно следует тренировать тактильную чувствительность (различение материалов, из которых сделаны изделия); изучение приемов сухой чистки одежды щеткой и пылесосом, влажной чистки наиболее загрязненных мест.
     Эксплуатация электроутюга, установка гладильной доски. Даются сведения о выборе температурного режима глажения, чистке утюга, отрабатываются приемы глажения и отпаривания прямого и фасонного белья, пользования пароувлажнителем, разбрызгивателем, проутюжильником.
     По изучении темы реабилитант должен знать о способах различения одежды и уметь правильно определить свои размеры; уметь завязать галстук и/или шейный платок; чистить одежду щеткой, знать о применении чистящих и пятновыводящих средств; соблюдать принципы хранения и одежды и белья; самостоятельно выстирать небольшую вещь и обладать сведениями о применении СМС для стирки и обработки белья; о выборе температурного режима и его установке, самостоятельно выгладить небольшую вещь.
     Оборудование: брайлевская портновская мера, таблица размеров, принятых в других странах; галстуки, платки, зеркало; щетки одежные, пылесос, плечики, картотека СМС; таз, щетки для стирки; электроутюг, доска для глажения, воронка, мелок для чистки утюга, разбрызгиватель, одежда для глажения; ткань для отпаривания.

      Раздел 5. Уход за обувью.
     Правила выбора обуви, удобной для незрячего. Приемы мытья, чистки и сушки обуви, средства по уходу за ней. Полезные советы по уходу за разнообразной обувью (замшевой, лаковой, резиновой и т.д.).
     Следует ознакомить реабилитантов как с промышленно выпускаемыми зацепами для обуви, так и самодельными приспособлениями и средствами. Мелкий ремонт обуви для незрячих труден, следует порекомендовать приемы склеивания и, в отдельных случаях, прошивания.
     По изучении темы реабилитант должен уметь шнуровать, мыть и чистить обувь, обладать сведениями о выборе обуви и средств по уходу за ней; пользоваться приспособлениями против скольжения обуви.
     Оборудование: модель для шнуровки и чистки, щетки, крем для обуви, суконка или бархатка, электроприбор для сушки обуви, картотека средств по уходу за обувью; приспособления против скольжения - зацепы 2-х видов.

     Раздел 6. Ремонт одежды и рукоделие.
     Обучающимся даются сведения о самом необходимом инвентаре, рациональном его размещении, применении системы меток; о вдевании нити в иглу с помощью 2-х типов нитковдевателей (ручной и полуавтоматический), об особых иглах, имеющих разъем сверху. Реабилитантам предлагают обследовать и пришить пуговицы разнообразные по форме и размеру, на ножке, с двумя и четырьмя отверстиями, рассказывается о различных способах пришивания пуговиц, кнопок и крючков. Восстанавливаются или формируются навыки выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «через край», «петельчатый».
     Реабилитантам даются основные сведения и вырабатываются навыки по ремонту одежды: изготовление петель, вешалок, постановки заплат, штопке, пришиванию тесьмы, вшиванию молний; помимо общепринятых, возможно применение альтернативных способов ремонта - склеивание, термоаппликация.
     Для незрячих предпочтительнее ножные машинки или с электроприводом т.к. они позволяют работать двумя руками. Следует показать реабилитантам основные детали швейной машинки и научить их заправлять верхнюю нить (помощью нитковдевателя) и нижнюю. Для шитья рекомендуется использовать предложенную Б.И. Коваленко специальную лапку с предохранительной пластинкой и ступенчатым срезом, который позволяет при помощи осязания делать прямой шов требуемой ширины. Заинтересованным реабилитантам показываем выполнение двух видов швов: прямой и зигзаг.
     По изучении раздела реабилитант должен знать и различать принадлежности для шитья и ремонта одежды, ориентироваться в шкатулке для рукоделия, которой будет далее пользоваться; уметь пользоваться нитковдевателем, делать двойную нить, завязывать узелок на конце, обладать сведениями о приемах пришивания пуговиц, крючков, кнопок, уметь пришить три вида пуговиц; уметь сметать небольшое изделие; знать о назначении различных швов и уметь их выполнять на ткани; производить операции по ремонту одежды - вдевание резинок и шнурков, пришивание вешалок, выполнение петель прорезных и воздушных, подгибка края изделия и его обметка, наложение заплат и штопка.
     Реабилитанты должны самостоятельно или с небольшой консультативной помощью педагога сшить небольшое изделие; иметь представление о работе ножной швейной машины.
     Оборудование: шкатулка для рукоделия с набором игл и нитей, наперстки, распарыватель, точилка для ножниц, ножницы с закругленными концами, магнитная скрепочница, брайлевская портновская мера и линейка (14 см), одежная фурнитура; 2-а вида нитковдевателя, иглы с разъемом, распарыватель, различные виды тканей, грибок для штопки со струбциной, трафареты, макеты, образцы швов и видов изделий, выкройки, ножная швейная машина, ручная машина типа «Стежок».

     Раздел 7. Приготовление пищи.
     Ориентировка на кухне, рациональное размещение оборудования, инвентарь, тифлоприспособления. Техника безопасности и правила эксплуатации плит, холодильника, электроприборов для приготовления пищи.
     Учащиеся знакомятся с правилами первичной обработки разнообразных продуктов, основными способами их кулинарной обработки (варка, жарение, тушение, выпечка), особое внимание при этом уделяется использованию сохранных анализаторов при выполнении этих действий.
     Знакомим со специальными дозаторами и использованием таблицы мер и весов, подручных средств.
     Даются теоретические сведения о приготовлении разнообразных блюд, особое внимание уделяется простым и доступным для выполнения без участия зрительного контроля.
     Лица с нарушениями зрения знакомятся с сервировкой, правилами поведения за столом, питанием в соответствии с заболеванием (понятие диететики).
     По изучении темы реабилитант должен иметь представление о программе по приготовлению пищи, уметь ориентироваться на кухне, пользоваться плитой, дозировать жидкие и сыпучие продукты и блюда; первично обрабатывать продукты, освоить основные приемы приготовления пищи, знать рецепты базовых блюд.
Уметь накрыть и убрать со стола, ухаживать за посудой и инвентарем, иметь представление о застольном этикете.
     Оборудование: плита, зажигалки, чайник со свистком и обычный, весы с тифлодоработкой, дозаторы для определения уровня жидкостей и для сыпучих продуктов, посуда в ассортименте, СМС, холодильник, набор тактильных меток, таблица мер и весов, ножи и нож-дозатор, тостер/ростер и другие кухонные электроприборы, доски, овощечистки, сковорода, цедилка, дуршлаг, сторож для молока, рыбочистка, мясорубка с набором решеток и другие необходимые предметы кухонного инвентаря.
     Продукты в соответствии с рецептами приготовляемых блюд.

 

Список используемой литератураы

1. Сборник статей «Труд. Быт. Оборудование. Культура.», Москва, ВОС, 1978.
2. Сборник «Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых», Москва, ВОС, 1988. Статья Петуниной Г.В. «Обучение домоводству и самообслуживанию в условиях реабилитационного центра».
3. Кондратов А.М. «Восстановление трудоспособности слепых», Москва, ВОС, 1976.
4. «Овладение инвалидами по зрению умением и навыками самообслуживания и ведения домашнего хозяйства» (методическое пособие). РПГУ им. Герцена, Институт реабилитации и профессиональной подготовки слепых, Воронеж, 1992.
5. Руцкая Е.Н., Карпова А.Г. «Ведение домашнего хозяйства инвалидами по зрению», Москва, ВОС, 1988.
6. Петунина Г.В. «Программа обучения по домоводству и самообслуживанию без зрительного контроля», сборник «Инструктивно-методические материалы по социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению», Минск, БОС, 1988.
7. Петунина Г.В. «Программа курса «Домоводство и самообслуживание без зрительного контроля», Сборник «Сборник учебных программ по курсу элементарной реабилитации слепых и слабовидящих», СПб, 1998.

 

Литература

1. У.Г. Бейтс, М.Д. Корбетт «Видеть без очков», СПб, 1993.
2. Бенезе Ж.. и др. «Мужчина у себя дома», Москва, Легкая индустрия, 1980.
3. Вендровска С. «100 минут для красоты и здоровья», Москва, Физкультура и Спорт, 1976.
4. Зубков А.Н., Очаповский А.П. «Хатха-йога для начинающих», Москва, Медицина, 1991.
5. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», Москва, Знание, 1974.
6. Ляховская Л.П. «Кулинарные секреты», Ленинград. Человек, 1989.
7. Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению» 2-4 класс
8. Нестерова З.Н, «Интерьер квартиры», Москва, Знание, 1982.
9. Образцова Л. «Твой дом, твоя семья», Ленинград, Лениздат, 1986.
10. Похлебкин В.В. «Занимательная кулинария», Москва, Легкая промышленность, 1983.
11. Похлебкин В.В. «Тайны хорошей кухни», Москва, Молодая гвардия, 1985.
12. Хованский Б.Ф. «Первая помощь до прихода врача» Москва, Медицина, 1988.
13. Юдин А.М., Сучков В.Н., Корестелин Ю.А. «Химия в вашем доме», Москва, Химия, 1990.
14. «Книга о вкусной и здоровой пище», Москва, Легкая промышленность, 1982.
15. Энциклопедия домашнего хозяйства, Москва, 1993.

 

 

Hosted by uCoz