Программа курса «Обучение пространственному орентированию незрячих (в зависимости от времени и степени утраты зрения»

Пояснительная записка

     Обучение эффективным приемам ориентирования в пространстве - один из важнейших компонентов элементарной реабилитации незрячих. Умение самостоятельно ориентироваться на рабочем месте, в быту, в большом городе и в сельской местности снимает чувство неуверенности, страха у незрячего, помогает его общению с окружающими, реализации его потенциальных возможностей и интересов.
     Программа по обучению ориентированию в пространстве составлена на основе соответствующих программ Центра, обобщения положительного опыта и многолетней работы Центра реабилитации, обобщения и анализа научной и практической литературы (Кондратова А.М., Литвака А.Г., Сверлова В.С., Феоктистовой В.А.).
     Учитывая достижения современной тифлологической науки, программа обращает основное внимание на обучение эффективным способам ориентирования в замкнутом и свободном пространстве по типу «карта - путь» и «карта - обозрение». Хотя обычно владение способами ориентирования в замкнутом пространстве ограничивается ориентированием у незрячего представлений по типу «карта-путь», т.е. пространственная соотнесенность предметов изучается через их непосредственное восприятие. Навыки ориентирования в пространстве (новом, незнакомом) не формируются, поэтому незрячий с трудом ориентируется в нем. Умение использовать способ ориентирования типа «карта-обозрение» является более эффективным, т.к. дает возможность одномоментного мысленного охвата пространственно соотнесенных объектов с помощью планов, схем, макетов.
     Для овладения учащимися обобщенными способами ориентирования (ориентирование мы рассматриваем как один из видов человеческой деятельности, которая играет важную компенсаторную роль) программой предусматривается обучение использованию сохранных органов чувств и различных тифлотехнических средств (трости, локатора, звуковых маяков, звуковых опознавателей и т.д.).
     В процессе обучения у незрячих с остаточным зрением учитывается время и степень утраты зрения.
     Сформированные представления о способах ориентирования закрепляются в системе умений, навыков и знаний пространственного ориентирования. Программа учитывает индивидуальные особенности личности учащихся, влияющие на формирование умений и навыков пространственного ориентирования, поэтому наряду с групповыми занятиями предусматривает индивидуальные, условно названные коррекционными. Эти занятия проводятся с теми учащимися, которые испытывают значительные трудности в усвоении различных разделов и тем программы.

     Цели и задачи обучения пространственному ориентированию:
- сформировать умения и навыки пространственного ориентирования, развить мобильность.
     Задачи:
- научить использовать различную (осязательную, звуковую, обонятельную) информацию для компенсации утраченной зрительной функции;
- научить использовать остаточное зрение, позволяющее воспринимать цвет, величину, форму и объем предметов;
- выработать способы и приемы оценки формы, величин предмета, расстояние между ними, взаимное расположение и направление их движения;
- познакомить с разнообразными оптическими средствами коррекции зрения, имеющимися в кабинете;
- научить использовать тифлотехнические средства пространственного ориентирования;
- формировать социально значимые качества личности (активность, упорство - шаг за шагом, прилагая усилия, приближаться к намеченной цели).

     Важен нравственный аспект мотивации, позволяющий открыть в незрячем навыки вдохновения к жизни. Здесь речь идет не о снижении депрессивности (тем более не о восстановлении конкретных навыков), а полном восстановлении интереса к жизни. Это можно сделать при полной замене прошлой системы ценностей, где недостатки будут превращаться в преимущества. Активное и охотное обращение к новым ценностям - это новая задача для незрячего и тех, кто хочет помочь ему.
     Программа обучению пространственному ориентированию предполагает ее тесные связи с другими предметами учебного курса элементарной реабилитации, в том числе с тифлографикой в темах «Изучение атласа Санкт-Петербурга», «Метро», «Самостоятельное вычерчивание рельефных ориентационных планов», с повышением мобильности в разделе «Развитие двигательных качеств: мышечной силы, прыгучести, выносливости, быстроты и т.д.», с психокоррекцией в теме «Тренировка мышечной релаксации, снятие чувства страха перед пространством», при работе с родными и близкими незрячего в теме «Правила совместного передвижения слепого со зрячим»; с обучением системы Брайля, которая возникает при необходимости чтения обозначений рельефно-графических пособий, комментариев к ним.
     Обучение пространственному ориентированию предваряется данными обследования всей сенсорной сферы: зрения, слуха, обоняния, осязания и уровнем сформированности умений и навыков. Выявленные особенности учащихся являются основой для отбора и использования различных приемов и комплектации групп учащихся.
     Тестирование проводится по определенной схеме и включает в себя два этапа: в начале обучения и по завершению его с целью выявления динамики процесса обучения.
     Анализ материалов обследования по предложенной схеме позволяет преподавателю предположить, какие из разделов программы будут наиболее трудны для обучающегося, а также составить прогноз на дальнейшее обучение в целом.
     Материал, полученный при первоначальном обследовании дополняется и уточняется путем наблюдений в процессе занятий по ориентированию. Все это дает возможность дифференцированно подойти к составлению программ обучения пространственному ориентированию и акцентировать внимание на преодоление трудностей, с которыми могут встретиться учащиеся.
     По завершению курса выявляется уровень сформированности навыков и умений, определяется степень самостоятельного передвижения в пространстве, дается краткая характеристика результатов обучения, рекомендуются приемы самостоятельного передвижения в пространстве.
     Программа рассчитана на 111 часов. Из них:
- лекционных - 10 час.;
- практических - 81 час.;
- на самостоятельную работу - 20 час.

 

Учебно-тематический план

Название разделов
Количество часов
Лекц.
Практич.
Самост.
Раздел 1. Изучение готовности реабилитантов к процессу обучения пространственному орентированию. Формирование положительного отношения к пространственному орентированию.
1
3
2
Раздел 2. Формирование умений и навыков использования сохранных анализаторов в пространственном орентированиии (остаточного зрения, осязания, слуха, обоняния и т.д.).
2
18
4
Раздел 3. Формирование навыков орентирования по типу «карта - путь» и «карта - обозрение».
2
26
5
Раздел 4. Обучение приемам орентирования с помощью трости.
1
4
1
Раздел 5. Совместное передвижение незрячего со зрячим, их поведение в общественных местах.
1
2
2
Раздел 6. Перенос сформированных умений и навыков орентирования в незнакомое пространство площади, скверы, парки, перекрестки различной сложности, станции и переходы в метро, вокзалы.
3
28
6
Всего:
10
81
20

 

Программа курса

     Раздел 1.
     Изучение уровня готовности реабилитантов к процессу обучению пространственному ориентированию. Формирование положительного отношения к ориентированию.
     Выявление особенностей использования сохранных анализаторов. Изучение формирования положительной мотивации и интереса к обучению ориентированию в пространстве, навыков ориентирования в замкнутом пространстве. Тесты изучения сенсорной сферы, умений и навыков: см. Петров Ю.И., Садчиков А.П., Блинникова И.В. «Особенности ориентирования незрячих в пространстве» М., «ВОС», 1989 г.
     Составление индивидуальной программы ориентирования в пространстве с учетом времени и степени утраты зрения.
     Значение овладения умениями и навыками ориентирования для социальной и психолого-педагогической интеграции незрячих в общество.
     Изучение опыта ориентирования в пространстве незрячих, достигших больших успехов в общественной и трудовой деятельности, самостоятельности в быту.

     Раздел 2.
     Формирование умений и навыков использования сохранных анализаторов и оптических средств в пространственном ориентировании.
     Обучение реабилитантов комплексному восприятию сигналов различной модальности: свет, цвет, форма, тон, тембр звучащих предметов, запахи и т.д.
     Использование комплексных сигналов для формирования образа пространства.
     Обучение незрячих с остаточным зрением использованию сохранного зрения для ориентированию в свободном пространстве.
     Подбор оптических средств (луп, биноклей, монокуляров, очков - для коррекции остаточного зрения и расширения поля обзора пространства) - наборы оптических средств предлагаются.
     Обучение незрячих ориентированию на основе осязательно-двигательного восприятия.
     Определение особенностей пути на основе мышечно-суставного чувства. Выработка прямой походки, сохранение направления, ритма и темпа движения.
     Сохранный слух и его использование в ориентировании в свободном и замкнутом пространстве. Звуковые ориентиры, отраженные звуки и ощущение препятствия.
     Использование обоняния в пространственном ориентировании.

     Раздел 3.
     Формирование навыков ориентирования по типу «карта-путь» и «карта-обозрение».
     Формирование умений и навыков изучения пространства на основе его непосредственного восприятия (по типу «карта-путь» - деятельность памяти).
     Поэтапное овладение пространством: непосредственное восприятие, составление плана изученного пространства и ориентирования на нем.
     Ориентирование в воображаемом пространстве, соотношение представлений о пространстве с его схематическими изображениями.
     Ориентирование по типу «карта-обозрение» -деятельность мышления-ориентирование в большом воображаемом пространстве на основе устных описаний и карты-плана. Определение своего места положения в большом воображаемом пространстве.

     Раздел 4.
     Обучение приемам ориентирования с помощью трости.
     Виды и функции трости при ориентировании в свободном пространстве. Способы подбора трости. Приемы владения тростью: захват трости, ее исходное положение, маятниковые и диагональные движения трости, подъем и спуск по лестнице с помощью трости, протяжки и скольжения, переход улицы, поиск предметов и определение препятствий с помощью трости, использование трости в помещении и в транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, метро). Применение трости при ходьбе с провожатым.
     Использование трости незрячими с остаточным зрением.

     Раздел 5.
     Совместное передвижение незрячего со зрячим, их поведение в общественных местах.
     Совместное ориентирование незрячего со зрячим и слабовидящим напарником: на улице, в городском транспорте, при спуске и подъеме по лестнице, прохождения через двери. Правила совместного передвижения в общественных местах (поликлинике, театре и т.д.).
     Обучение родных и близких совместному ориентированию с незрячим членом семьи.

     Раздел 6.
     Перенос сформированных умений и навыков ориентирования в незнакомое пространство.
     Особенности ориентирования на основных магистралях города. Обучение общению с окружающими для получения необходимой информации. Преодоление у незрячих страха перед незнакомым пространством ( на улице, в метро и т. д.). По словесному описанию учить определять нужное направление пути, маршрут транспорта.
     Обучение ориентированию в различное время года и суток.
     Использование при ориентации в незнакомом пространстве тифлотехнических средств: звуковых маячков, локаторов, определяющих препятствия на расстоянии, усилителей речи.
     Ориентирование в незнакомом пространстве с помощью собаки-проводника.

 

Литература

1. Пространственная ориентировка инвалидов по зрению. ВОС .Воронеж, 1992.
2. Инструктивно-методические материалы по социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. - Мн.:БелОС, 1988.
3. Кручинин В.А. «Некоторые теоретические аспекты формирования пространственной ориентации незрячих».Л.: 1991.
4. Кондратов А.М. Восстановление трудоспособности слепых. - М., 1976.
5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб., 1998.
6. Литвак А.Г. Сборник по реабилитации слепых. - М.: ВОС, 1983.
7. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственному ориентированию - М. 1982.
8. Петров Ю.И., Садчиков А.П., И.В. Блинникова. Особенности ориентировки незрячих в пространстве. - М.: ВОС, 1989.
9. Сверлов В.С. Пространственная ориентация слепых. - М. 1951.
10. Феоктистова В.А. Специальные занятия по кррекции пространственных представлений и ориентирования. (Организация коррекционной работы в младших классах школы слепых и слабовидящих. - Киев, 1977г.

 

 

Hosted by uCoz