Программа курса «Пространственное ориентирование»

Пояснительная записка

     По опубликованным данным Всемирной организации здравоохранения сегодня каждый десятый житель планеты - инвалид, т.е. человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности. В Российской Федерации так же происходит процесс инвалидизации населения (количественного роста числа инвалидов).
     «Инвалидность - любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять ту или иную деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека». См.: Международная классификация дефектов, инвалидности и нетрудоспособности МСДИН (Всемирная организация здравоохранения).- Женева: 1980.
     Наиболее значимые причины роста инвалидности:
- результат участившихся войн;
- результат межрегиональных конфликтов;
- результат техногенных аварий и катастроф;
- экологический кризис (ухудшающиеся природно-климатические условия жизни);
- рост бытового и производственного травматизма;
- рост преступности, алкоголизма (токсические отравления);
- недоступность новых эффективных методов лечения из-за низкого уровня жизни;
- осложнение общих заболеваний (сахарный диабет);
- врожденная патология - дети-инвалиды (инвалиды с детства).
     Поэтому необходимость мер по предупреждению инвалидизации населения и создание системы эффективной социальной защиты и реабилитации инвалидов, является важнейшим направлением госудаоственной социальной политики Российской Федерации.
     Социальная реабилитация поздноослепших представляет собой деятельность общественных институтов, направленную на удовлетворение специфических нужд, потребностей и интересов инвалидов по зрению, оптимизацию их образа жизни и преодоление противоречий и существенных различий в положении поздноослепших и нормальновидяших во всех основных сферах общественных отношений.
     Социальная реабилитация представляет собой фактор и средство интеграции общества. где поздноослепшие , как специфическая социальная группа, устанавливает оптимальные связи с другими социальными группами.
     Каждый этап реабилитации выполняет свои специфические задачи, подчиненные реализации цели: социальной адаптации и интеграции лиц, имеющих глубокие физические и психические нарушения.
     Программа по обучению приемам и способам ориентирования в пространстве на суженной сенсорной основе является частью целостной программы медико-психолого-педагогической работы по диагностике и реабилитации поздноослепших.
     Факт внезапной потери или полной утраты зрения является, с одной стороны, огромным психологическим потрясением, с другой - причиной нарушения сложившихся межанализаторных связей, неизменно влекущей за собой изменения сенсорной организации человека, что требует серъезной организации реабилитационной работы.
     Социально-экономические интересы поздноослепших в сфере социальной зашиты определяются необходимостью компенсации указанного дефекта и созданием условий для полноценной качественной жизни.

     Контингент пользователей программы.
     Пользователями данной программы могут быть:
- поздноослепшие инвалиды;
- инвалиды по зрению в результате черепно-мозговой травмы;
- инвалиды по зрению в результате осложнения сахарного диабета;
- инвалиды по зрению в результате различных травм;
- инвалиды по зрению в результате токсических отравлений;
- инвалиды по зрению с сопутствующими заболеваниями (опорно-двигательной сферы, сердечно-сосудистой системы и нарушения речи и слуха).
     Инвалиды с детства:
- дети-инвалиды (инвалиды с детства) по зрению;
- дети-инвалиды по зрению с органической паталогией ЦНС (задержка темпа психического и умственного развития).
     Социальная реабилитация поздноослепших - это комплекс социально-экономических. психологических, педагогических мероприятий, направленных на формирование самостоятельности, на включение инвалидов в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду с учетом психофизических возможностей инвалида. Отсутствие независимости при передвижении - одна из основных проблем в психологическом плане. Через отсутствие самостоятельности при передвижении поздноослепший начинает быстро чувствовать свой дефект.
     Один из основных вопросов социальной адаптации поздноослепших заключается в изменении социальных условий и в изменении их социального статуса.
     Главная цель обучения: освоение поздноослепшими способов и приемов самостоятельного ориентирования в пространстве на суженной сенсорной основе.
     Основные задачи:
1. Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации и интеграции в различных социальных условиях.
2. Развитие познавательной деятельности на полисенсорной основе.
3. Стимулировать процесс компенсации утраченных зрительных функций, формируя навыки активного осознанного использования сохранных анализаторов.
4. Овладение приемами работы с тростью в большом и малом пространстве.
5. Повышение мобильности, т.е. умение самостоятельно действовать в окружающей обстановке.
6 .Формирование навыка словесного проговаривания маршрута и умение переносить знания и представления об изученном пространстве на план.
7. Овладение приемов ориентирования с использованием тифлотехнических средств.
8. Формирование умений и навыков ориентирования в метро и способов адекватного поведения незрячего.
9. Формирование топографических представлений о городе и целостного восприятия города.
     Методы обучения.
     Основным интегративным методом, объединяющим усилия специалистов, является система психологического сопровождения, когда педагогические формы реабилитационной работы наполнены психологическим содержанием.
     Система психологического сопровождения реабилитационной работы с поздноослепшими предполагает наличие следующих аспектов:
- медицинский (оценка состояния здоровья, диагноз заболевания, причина потери зрения, сопутствующие дефекты и заболевания);
- дефектологический (изучение и оценка дефекта зрения, сохранных анализаторных систем);
- психологический (комплексное изучение и объективная оценка состояния психологических функций: внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, особенностей характера, наблюдения за изменением социально-психологического статуса поздноослепшего).
     Используется комплексный подход к организации реабилитационного процесса, отбираются методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
     Основным содержанием программы является:
     Специфичность.
- совпадение двух моментов - потеря зрения и возникновение потребности в реабилитации;
- решение тех задач, которые не включаются в содержание традиционного образования;
- «щадящее» обучение, использование специфических средств обучения, дифференцированное и индивидуальное обучение;
- особые формы организации реабилитационной работы;
- расширение реабилитационной работы за пределы реабилитационного центра (первоначальная реабилитация - клиника и реабилитация на дому, постребилитационный контроль - ТПО и ПО ВОС);
- обязательное включение родственников в процесс реабилитации;
- продолжительность обучения должна варьироваться -от 2,5 месяцев и более (ввести форму продления обучения).
     При этом необходимо учитывать:
- социальный статус реабилитанта;
- психометрические параметры;
- причина потери зрения;
- темп наступления слепоты;
- стаж слепоты;
- наличие остаточного зрения;
- диагноз;
- сопутствующие заболевания;
- сохранность полисенсорной сферы;
- нарушение опорно-двигательного аппарата;
- перспективы медицинской реабилитации.
     Гибкость.
     Изменение количества часов, отведенных на ту или иную тему. Исключение или замещение одних тем другими, по мере необходимости. Изменение последовательности изучения тем. Перестановка изучения материала внутри темы.
     Дифференцированность.
     Формирование учебно-тематического плана, отвечающего индивидуальным или групповым занятиям.
     Технологичность.
     Использование в процессе обучения новейших тифлотехничкских средств ориентирования и оптических средств коррекции.
     Целостность.
     Данная программа является частью целостной программы медико-психолого-педагогической работы реабилитации поздноослепших.
     Системность.
     Системный подход к оценке и прогнозированию психофизического состояния поздноослепшего с учетом зрительного дефекта, динамичности развития компенсаторных возможностей.
     Комплексность.
     Используется комплексный подход медико-психолого-педагогической работы при обучении поздноослептих.
     Психологическое сопровождение.
     Педагогические формы реабилитационного процесса наполнены психологическим сопровождением.
     Межпредметная связь.
     Программа предполагает тесные связи с другими предметами учебного процесса:
- с обучением системы Брайля (тема «Осязание», тема «Формирование топографических представлений»,- работа с рельефно-графическими пособиями и вычерчивание рельефных схем и планов).
- с предметом «Домоводство и самообслуживание» (тема «Обоняние и вкус»);
- с предметом «Психокоррекция» - (тема «Изучение уровня готовности к процессу обучения пространственному ориентированию», - формирование положительной мотивации; тема «Обучение приемам ориентирования с тростью «- снятие психологического барьера неприятия трости и чувства страха пространства и движущегося транспорта);
- с предметом «Адаптивная физическая культура» (тема «Обучение приемам ориентирования с тростью»,- формирование координации движения и прямолинейности, ориентирование относительно своего тела и определенной точки отсчета).
- с предметом «Машинопись» (тема «Осязание»,- развитие мелкой моторики руки);
- с предметом «Работа с родственниками и близкими» (тема «Совместное передвижение незрячего с сопровождающим»).
     Настоящая программа по обучению приемам ориентирования в пространстве поздноослепших составлена на основе анализа существующих программ (см. сб. «Особенности ориентировки незрячих в пространстве»,- Ю. И. Петров, А. П. Садчиков, И. В. Блинникова. М. 1989; сб. «Пространственная ориентировка инвалидов по зрению»,- Институт реабилитации и профессиональной подготовки слепых РГПУ им. А.И. Герцена - Воронеж 1992) и обобщения положительного опыта работы.
     Данная программа отличается от предыдущих программ по следующим параметрам:
- содержание программы включает: специфичность, гибкость, дифференцированность, целостность, системность, комплексность и психологическое сопровождение;
- даны наиболее значимые причины роста инвалидности;
- более подробно проанализирован контингент пользователей программы;
- представлены другие методы и формы обучения; ~ изменение количества часов, отведенных на ту или иную тему, исключение или замещение одних тем другими, изменение последовательности изучения тем, перестановка изучения материала внутри темы;
- дана характеристика уровня сформированности навыков и умений и обобщена результативность обучения.
     По завершению обучения выявляется уровень сформированности навыков и умений, определяется степень самостоятельности передвижения в пространстве:
     - нулевой уровень, - не овладел приемами и способами ориентирования в пространстве;
     - первый уровень, - владеет минимальным уровнем знаний, умений, навыков и приемов ориентирования в пространстве, пользовался ими при дополнительной помощи со стороны преподавателя. Интереса к предмету не проявлял. Ориентировался в помещении с посторонней помощью. Уровень сформированности предметных представлений, наполняюших знакомое пространство, характеризовался знанием не более 2 - 3 объектов. Испытывал затруднения при их определении относительно заданной точки отсчета;
     - второй уровень, - владеет необходимым объемом знаний и умений ориентирования. Проявлял интерес к предмету. Имел представление о предметах, наполняющих пространство, но нуждается в словесном и действенном указании со стороны преподавателя. Испытывал страх при ориентировании в незнакомом пространстве. Может осуществлять маршруты, обусловленные бытом и первой необходимости;
     - третий уровень, - проявлял инициативу, заинтерессованность, самостоятельность при изучении пространства. Стремился использовать все сохранные анализаторы. Адекватно реагировал на помощь со стороны незнакомых людей. Имел достаточно четкие представления об объектах в пространстве. Знает их распоряжение относительно заданной точки отсчета. Может самостоятельно передвигаться в большом пространстве.
     Результативность программы:
- социальная адаптация поздноослепших;
- интеграция в социум;
- компенсация дефекта;
- самостоятельное включение инвалидов в социальную среду;
- самостоятельное передвижение в пространстве, используя функции сохранных анализаторов;
- приобщение к общественной жизни и труду с учетом психофизических возможностей поздноослепшего.
     Программа рассчитана на 90 лекционно-практических занятий и 40 часов самостоятельной работы.

 

Учебно-тематический план

Название разделов
Количество часов
Лекц.
Практич.
Самост.
Раздел 1. Ориентирование в пространстве, значение для реабилитации инвалидов по зрению, формирование положительной мотивации к процессу обучения.
2
0
0
Раздел 2. Диагностика. Изучение уровня готовности к процессу обучения пространственному ориентированию.
2
6
0
Раздел 3. Формирование пространственных представлений и способов ориентирования в микропространстве и замкнутом пространстве.
1
3
4
Раздел 4. Формирование умений и навыков использования сохранных анализаторов в пространственном ориентировании.
4
10
4
Раздел 5. Формирование приемов ориентирования с тростью.
1
5
4
Раздел 6. Формирование умений и навыков ориентирования на основе топографических представлений и словесных описаний.
1
5
4
Раздел 7. Формирование умений и навыков ориентирования в большом пространстве.
2
26
14
Раздел 8. Формирование умений и навыков использования городского транспорта.
2
10
4
Раздел 9. Формирование способов общения незрячего с окружающими людьми в различных ситуациях.
2
4
4
Раздел 10. Тифлотехнические средства ориентирования.
1
3
2
Всего:
18
72
40

 

Программа курса

     Раздел 1.
     Ориентирование в пространстве, значение для реабилитации инвалидов по зрению, формирование положительной мотивации к процессу обучения.
     Знакомство с учебной группой, формирование положительной мотивации к процессу обучения пространственному ориентированию.
     Беседа с реабилитантами группы.
     Выяснение анкетных данных: возраст, пол, образование, место жительства, место работы, семейное положение, группа инвалидности, время и причина потери зрения, наличие остаточного зрения, сопутствующие заболевания. Статистические данные соотносятся с данными психолога и врача.
     Выяснение отношения реабилитанта к самостоятельной ориентировке Рассказ преподавателя об известных слепых.
     Ориентирование, значение в реабилитационном процессе инвалидов по зрению.
     Ознакомление реабилитантов с понятиями «пространственная ориентировка» и «мобильность» слепых людей и их значение в реабилитации инвалидов по зрению.
     Беседа о значении и условиях самостоятельной ориентировки слепых в пространстве.
     Основные пути преодоления страха пространства, снятия психологического напряжения и барьера неприятия белой трости -овладение приемами получения необходимой информации об окружающем пространстве и предметах, его наполняющих; овладение приемами безопасного передвижения в пространстве на основе использования сохранных анализаторов, переноса сформированных топографических представлений в реальное пространство; использование трости и тифлотехнических средств ориентирования.
      Реабилитант должен знать: - понятие « ориентировка «и «мобильность «;
- возможность и условия преодоления слепым страха пространства и овладения приемами самостоятельной ориентировки.

     Литература:
1. Гудонис. В. П. Как слепые оценивают навыки ориентировки в пространстве. / Сборник. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими.Л.,ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1988.
2. Литвак. А. Г. Тифлопсихология. М.; Просвещение, 1985.
3. Наумов. М. Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. М.. ВОС, 1982.
4. Сверлов. В. С. Пространственная ориентировка слепых. М. Учпедгиэ, 1951 .

     Раздел 2. Диагностика. Изучение уровня готовности к процессу обучения пространственному ориентированию.
     Исследование исходного уровня общего физического развития реабилитанта. Изучение исходного уровня готовности сохранных анализаторов, их возможностей отражать свойства и признаки предметного мира.
     Характеристика сенсорной сферы: остаточное зрение - восприятие предметов, наполняющих пространство; слуховое восприятие окружающего пространства; осязательное восприятие; использование обоняния в ориентировке; ощущение препятствий и его использование в пространственной ориентировке.
     Беседа преподавателя о значении использования слуха, осязания, обоняния, остаточного зрения в ориентировке. Изучение исходных навыков ориентирования в пространстве. Составление индивидуальной программы, определяющей перспективы и задачи обучения ориентированию, с учетом индивидуальных особенностей.

     Литература:
1. Ананьев.Б. Г. Психология чувственного познания. М., АПН РСФСР, 1960.
2. Берестов. И. С. О пространственной ориентировке человека и животного в окружающей среде. / ж. Вопросы психологии, №4, 1956.
3. Капралов. В. 3. Устройство для исследования порогов локализации звука в пространстве. / ж. Дефектология, № 3, 1987.
4. Наумов. М. Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. М., ВОС, 1982.
5. Петров. Ю. И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. М., ВОС. 1988.
6. Сеченов. И. П. Осязание, как чувство, соответствующее зрению. / Избранные философские и психологические произведения. М., Наука. 1947.
7. Сверлов.В.С. Методика обучения слепых пространственной ориентировке в пространстве. М., 1969.
8. Сверлов. В.С «Ощущение препятствий и его роль в ориентировке слепых». М.. Учпедгиз. 1949. с. 147.
9. Петров. Ю.И., Садчиков.А.П., Блинникова.И. В. Особенности ориентировки незрячих в пространстве. М., ВОС. 1989.

     Раздел 3.
     Формирование пространственных представлений и способов ориентирования в микропространстве и замкнутом пространстве.
     Формирование представлений о замкнутом пространстве, обучение приемам обследования замкнутого пространства на основе лево-правостороннего восприятия, способам безопасного передвижения в пространстве.
     Формирование пространственных представлений на основе соотнесения чувственного опыта с макетом и рельефным планом.
     Вступительная беседа. Уточнение знаний реабилитантов о форме и размерах здания, его протяженности и расположении кабинетов, комнат.
     Практическое усвоение приемов обследования замкнутого пространства, способов безопасного передвижения:
- обследование макета здания;
- непосредственное восприятие реального замкнутого пространства относительно заданной точки отсчета. Ознакомление с пространством происходит на основе полисенсорного чувственного восприятия пространства. В процессе обследования замкнутого пространства у реабилитанта формируются способы безопасного передвижения. Пространственные представления, сформированные при непосредственном полисенсорном обследовании здания, переносятся на рельефно-графический план.
     Реабилитант должен знать:
- Приемы обследования микропространства и замкнутого пространства;
- основные приемы безопасного передвижения в здании.
     Реабилитант должен уметь:
- уметь обследовать окружающее пространство и предметы его наполняющие;
- владеть техникой скольжения во время передвижения в помещении;
- зондировать пространство с помощью щелчка пальцами, удара ладонями или используя трость;
- владеть техникой нахождения потерянных предметов;
- воспринимать рельефные планы и соотносить их с реальным пространством.

      Литература:
1. Наумов. М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. М.. ВОС. 1982.
2. Першин. В.Г. Рельефные пособия по ориентации и мобильности слепых в пространстве. / В кн. Рельефная наглядность в системе обучения и эстетического воспитания лиц с нарушение зрения. М.. ВОС .1985.
3. Шемякин.Ф. Н. Исследование топографических представлений. Известия АПН РСФСР, М., 1954.

     Раздел 4.
     Формирование умений и навыков использования сохранных анализаторов в пространственном ориентировании.
     Использование слуха в предметной и пространственной ориентировке.
     Формирование умений определять значимые звуки и узнавать его источник.
     Ориентирование на источник звука, параллельно источника звука.
     Умение определять по звуку характер направления, скорость движения предмета.
     Реабилитант должен знать:
- приемы и способы ориентирования на звук.
     Должен уметь:
- выделять из общего звукового фона значимый звук;
- ориентироваться на источник звука (разные направления);
- определять расстояние до источника звука;
- определять по звуку характер, направление и скорость движения предмета.
     Контрольные вопросы:
     Какую информацию о пространстве приносит звук?
     Оборудование:
1. Камертон, метроном.
2. Звуковой опознаватель, маячок.
3. Магнитофон.
4. Звукозаписи с различными шумами.
     Слуховые представления.
     Звуковой фон и определение по нему характера местности. Звуковой анализ при восприятии общего звукового фона и использование отдельных звуков для ориентирования.
     Реабилитант должен знать:
- что такое внимание
- виды внимания
- распределение внимания.
     Реабилитант должен уметь:
- наблюдать за общим звуковым фоном и определять по нему характер местности,
- выделять из общего звукового фона отдельные звуки, характеризующие пространство.
     Контрольные вопросы:
- Что такое звуковой фон и как по нему определить характер местности?
- Что такое звуковой анализ?
     Оборудование: различные источники звука.
     Звуковые ориентиры и их использование при ориентировке в пространстве.
     Тренировка слуховой чувствительности. Определение расстояния до источника звука, характера, направления, скорости движения предмета по звуку.
     Умение выделять звуковые ориентиры:
- Шаги пешеходов определяют действия незрячего на тротуаре.
- звуки транспорта прочерчивают линию улицы, открывают ее перспективу;
- реплики пешеходов;
- разгрузка автомашин у магазина;
- характерный шум предприятия;
- скрип и хлопания дверей;
- голоса птиц, животных.
     Реабилитант должен знать: что такое звуковые ориентиры.
     Должен уметь:
- определять направление на источник звука и расстояние до него, т.е. уметь локализовать звук в пространстве;
- уметь выделять звуковые ориентиры и пользоваться ими при ориентировании.
     Контрольные вопросы:
1. Что такое звуковые ориентиры /определение/?
2. Какие звуки должен замечать незрячий на улице?
     Оборудование: Различные источники звука.
     Отраженные звуки и использование в пространственном ориентировании.
     Отраженный звук является зондом пространства, использование отраженных звуков в пространственном ориентировании и определение с помощью зонда звука примерных размеров помещений и степень их заполняемости.
     Упражнения по получению сведений отраженной поверхности в различных помещениях. Учащиеся издают разные короткие звуки (стук тростью, щелчок пальцами, удар в ладони).
     Влияние на звук погодных условий в разное время года, арка, навес.
     Реабилитант должен знать:
- о способности слуха воспринимать отраженные звуки,
- определение отраженного звука.
     Должен уметь:
- использовать отраженные звуки в пространственном ориентировании,
- с помощью зонда звука определять размеры помещения и степень их заполняемости.
     Контрольные вопросы:
1. Какую информацию несет отраженный звук?
2. Какое влияние на звук оказывают погодные условия в разное время года, влияние на звук арки, навеса?
     Оборудование: трости.
     Ощущение препятствия и применение его в пространственном ориентировании.
     Восприятие многообразных внешних сигналов и с их помощью определение препятствий на расстоянии.
     Реабилитант должен знать:
- понятие об ощущении препятствий, его природе.
     Должен уметь:
- определять расстояние до препятствия;
- определять протяженность препятствия;
- определять начало здания и его окончание.
     Контрольные вопросы:
1. Как Вы понимаете ощущение препятствий?
2. Как Вы это чувствуете?
3. От чего зависит ощущение препятствий?
     Осязание и его использование в предметной и пространственной ориентировке.
     Виды осязания. Пороги чувствительности. Активное и пассивное осязание. Кожно-двигательные ощущения. Двуручное осязание.
     По цели обследования движения рук бывают поисковые, установочные и познавательные. Приемы обследования.
     Осязательные ориентиры: характер грунта, материал и характер покрытия дорог и тротуаров: края и уступы тротуаров; бордюры, края проезжей части, обочины дорог, неровности на тротуарах, тропинки, здания, заборы, ограждения, ворота, газоны, деревья, кустарники, скамейки, будки, мостки, светофоры, столбы, пандусы, повороты, ступеньки, улицы, перекрестки, трамвайные пути, подземные и наземные переходы.
     Реабилитант должен знать:
- виды осязания;
- пороги чувствительности;
- активное и пассивное осязание;
- предметное осязание;
- кожно-двигательные ощущения.
     Должен уметь:
- правильно обследовать предмет, пространство,
- выделять осязательные ориентиры и правильно их использовать в пространственном ориентировании.
     Контрольные вопросы:
1. Что является органом осязания?
2. Дать определение понятия осязания.3. Назвать приемы обследования предметов.
4. Какие осязательные ориентиры можно выделить в пространстве?
     Оборудование, наглядные пособия:
1. Рельефные пособия.
2. Барельефы.
3. Муляжи
4. Рельефно-графические карты, схемы.
     Обоняние, вкус и их использование в пространственном ориентировании.
     Пирамида запаха Классификация запахов. Ароматические вещества растительного и животного происхождения. Классификация духов. Взаимосвязь вкуса и обоняния.
     Характеристика вкуса /сладкое, кислое, соленое, горькое/.
     Реабилитант должен знать:
- пирамиду запаха;
- классификацию запаха;
- состав запаха.
     Должен уметь:
- различать запахи;
- выделять обонятельные ориентиры в пространстве;
- правильно использовать обоняние в пространственном ориентировании.
     Контрольные вопросы:
1. Какие компоненты входят в запах?
2. Классификация запахов. Как группируют различные запахи?
     Оборудование:
- набор запахов, фломастеры, имеющие запах.
     Остаточное зрение и его активное, осознанное использование в пространственном ориентировании.
     Выделение формы и величины предмета. Восприятие цвета, света и тени предметов. Зрительные ориентиры.
     Смена света и тени определяет количество домов. Выделение ориентиров при смене различных условий /яркое солнце, сумерки, дождь/.
     Реабилитант должен знать:
- особенности видения при различной зрительной патологии.
     Должен уметь:
- использовать ощущение света, тени, цвета при определении места окон и открытых дверей в помещении;
- определять участок пути по его освещенности,
- использовать в качестве зрительного ориентира разницу освещенности стен здания, ограждений, заборов.
     Контрольные вопросы:
1. Как нужно использовать остаточное зрение в пространственном ориентировании?
2. Какие зрительные ориентиры можно выделить на маршруте при
передвижении?
     Оборудование, наглядные пособия:
1. Оптические средства коррекции - монокуляры, бинокли.
2. Альбом. Особенности видения при различной зрительной патологии.
     Оптические средства коррекции и их использование в пространственном ориентировании.
     Использование оптических средств коррекции для улучшения и развития функциональных характеристик глаза, т.е. физиологическая характеристика глаза /острота, зрительный контроль, фиксация, зрительное снижение, зрительно-двигательная координация, световая, темновая адаптация/и психологических /зрительное внимание, память, восприятие пространства и т.д./. Подбор луп / тестирование/ Приемы, использования лупы.
     Рекомендации по использованию перфорационных очков.
     Гимнастика для глаз.
     Реабилитант должен знать:
- какие бывают оптические средства коррекция и приемы правильного их использования.
     Должен уметь:
- читать, рассматривать с помощью лупы,
- правильно использовать монокуляр, бинокль на маршруте, т.е.выделение ориентиров, чтение названия улиц, номера домов, транспорта, рассматривание цвета светофора,
- самостоятельно делать гимнастику для глаз.
     Контрольные вопросы:
1. Существует ли взаимосвязь между кратностью лупы и ее размерами?
2. Назовите оптические средства коррекции.
     Оборудование, наглядные пособия:
1. Набор луп.
2. Лупы Френеля.
3. Бинокли.
4. Монокуляры;
5. Перфорационные очни
6. Таблицы букв для рассматривания.

     Раздел 5. Обучение приемам ориентирования с тростью.
     Функции трости.
- Щупа
- Буфера
- Генератора звука
- Сигнальная
- Опорная
     Виды трости:
- по конструкции - цельные, телескопические, складные;
- размер;
- материал;
- форма ручки и наконечника.
     Подбор трости.
     Реабилитант должен знать:
- функции трости, виды тростей.
     Должен уметь:
- различать трости по всем видам, правильно подбирать трость.
     Контрольные вопросы:
1. Что является единственным универсальным средством ориентирования’
2. Назвать функции трости.
3. Какие бывают трости?
     Оборудование: различные виды тростей, таблица подбора тростей.
     Приемы захвата трости.
     Приемы владения тростью:
- касание;
- диагональный;
- маятниковый;
- укороченная трость.
     Реабилитант должен знать:
- как правильно захватывать трость.
     Должен уметь:
- правильно овладеть приемами ориентирования с тростью.
     Контрольные вопросы:
Назовите приемы владения тростью.
     Оборудование:
- различные виды трости.
     Приемы спуска и подъема по лестнице. Приемы перехода проезжей части, приемы входа и выхода из транспорта.
     «Гонка за лидером».
     Протяжка и скольжение.
     Поиск предметов и определение препятствий.
     Применение трости в помещении и пространстве.
     Использование трости при совместном передвижении с сопровождающим.
     Реабилитант должен знать:
- приемы спуска и подъема по лестнице - приемы перехода проезжей части.
     Должен уметь:
- правильно переходить проезжую часть, используя трость
- подниматься и спускаться по лестнице, используя трость.
     Контрольные вопросы:
1. Как используется трость при входе и выходе из транспорта?
2. Нужна ли трость незрячему при передвижении с сопровождающим?
3. Приемы владения тростью.
     Доведение приемов владения тростью до автоматизма. Формирование навыков ориентирования по типу «карта-путь» и «карта-обозрение».
     Оборудование:
- различного вида трости.

     Раздел 6. Формирование умений и навыков ориентирования на основе топографических представлений и словесных описаний.
     Беседа преподавателя о значении адекватных пространственных представлений для самостоятельной ориентировки в пространстве, о необходимости сформирования правильных пространственных представлений о различных объектах, форме и протяженности маршрутов, о топографии местности, о необходимости развития пространственного мышления.
     Макет или рельефный план местности - основное условие для формирования адекватных пространственных представлений.
     Практическая работа с макетом и рельефным планом. Формирование умений и навыков переносить знания и представления об изученном пространстве на план.
     Формиравание топографических представлений о квартале, микрорайоне, городе и их перенос в условия реального пространства.
     Этапы изучения маршрута:
1. Подробное изучение маршрута по плану с объяснение особенностей и выделением ориентиров.
2. Практическая отработка маршрута в сопровождении и под контролем преподавателя.
3. Самостоятельное передвижение на маршруте под наблюдением преподавателя.
4. Самостоятельное передвижение на маршруте с последующим словесным описанием.
     Реабилитант должен знать:
- этапы обучения маршрута;
- название и местоположение основных учреждений культурно-бытового назначения.
     Реабилитант должен уметь:
- соотнооить образы пространства, сформированные на основе рельефных планов, схем и карт с реальным пространством.
- определять свое местоположение относительно заданной точки отсчета.

     Литература:
1. Глебова. В.А. Ориентировка незрячих в пространстве. М. ВОС. Т985.
2. Есенский. Я. Учебные материалы по пространственной ориентации и самостоятельному движению слепых и слабовидящих. / перевод с чешского языка /. Прага. 1987.

     Раздел 7. Формирование умений и навыков ориентирования в большом пространстве.
     1.Беседа. Формирование предметных и пространственных представлений о бытовых и культурных учреждениях.
     Формирование представлений о предметах и объектах микрорайона.
     2.Ориентирование на маршруте с прямолинейным передвижением и с поворотом на 45-90 градусов.
     3.Ориентирование на маршруте с пересечением улиц и переулков, нерегулируемых светофором (Т-образный перекресток).
     4.Ориентирование на маршруте с препятствиями и на площади.
     5.Ориентирование на маршруте с переходом перекрестка, повышенной сложности, по подземному переходу.
     6.Ориентирование на маршруте с переходом улиц, регулируемых светофором.
     7.Ориентирование на маршруте с переходом перекресгка, повышенной сложности (трехсторонний).
     8.Ориентирование на маршруте с переходом перекрестка,повышенной сложности (четырехсторонний).
     9.Ориентирование на маршруте с переходом перекрестка, повышенной сложности (пятисторонний).
     10.Ориентирование на маршруте с переходом трассы двухстороннего движения.
     11.Ориентирование на маршруте с включением остановок городского транспорта.
     12.Ориентирование в естественной природной среде.
     13.Ориентирование в разных условиях: световая, темновая адаптация, ориентирование в разное время суток и года.
     14.Ориентирование в незнакомом пространстве.
     Реабилитант должен знать:
- название и местоположение основных культурно-бытовых учреждений в районе обучения;
-правила ориентировки незрячего на улицах города, пригородных зонах;
-основные функции белой трости, приемы и способы ее использования.
     Реабилитант должен уметь:
-соотносить образы пространства, сформированные на основе рельефных планов и карт с реальным пространством, предметами и объектами его наполняющими;
-переходить улицы, переулки, площади, пользуясь светофорами и навыками, сформированными в процессе обучения;
-определять свое местоположение относительно заданной точки отсчета;
-уметь ориентироваться в незнакомом пространстве.

     Литература:
1. Глебова В. А. Ориентировка незрячих в пространстве М., ВОС 1985.
2. Наумов М. Н. Обучение слепых пространственной ориентировке М., ВОС 1982.

     Раздел 8. Формирование умений и навыков использования городского транспорта.
     1. Формирование предметных представлений о городском транспорте, о его маршрутах, обучение приемам входа и выхода из транспорта, ориентирование внутри салона.
     2. Обучение приемам ориентирования в метро.
     Беседа. Инструктаж поведения незрячего в метро:
- полная и правильная информация о станциях метро;
- словесное описание вида станции;
- конфигурация колонн, их размещение на платформе;
- особенности выходов и входов в метро;
- режим работы эскалатора.
     Работа со схемой метрополитена города:
- линии метро, название станций, направление линий, пересадочные станции.
     Реабилитант должен знать:
- схему метро;
- пересадочные станции;
- особенности передвижения незрячего в метро;
- о безопасности передвижения в метро.
     Реабилитант должен уметь:
- самостоятельно ориентироваться в метро или с помощью окружающих людей;
- показать на схеме линии метро, пересадочные станции, станции, имеющие ж/д платформы и вокзал.
     3. Формирование предметных представлений о железнодорожном транспорте и других видах транспорта, обучение ориентированию.
     Сообщение информации о приемах ориентирования незрячего на железнодорожном транспорте и других видах транспорта.
     Практические занятия. Ориентировка на платформе, вход и выход из транспорта, ориентировка внутри салона, ориентировка на вокзале.

     Раздел 9. Формирование способов общения незрячего с окружающими людьми в различных ситуациях.
     1. Приемы совместного передвижения с сопровождающим.
     2.Беседа.Формироване умения обращаться за помощью и отказываться от нее.
     3.Беседа. Культура поведения и общения с окружающими людьми.
     4.Ориентирование в общественных местах и учреждениях культурно-бытового назначения (театр, библиотека, музей, поликлиника, магазин) с использованием помощи окружающих людей.
     Реабилитант должен знать:
- приемы совместного передвижения незрячего с сопровождающем;
- название и местоположение основных учреждений культурно-бытового назначения в районе обучения.
     Ребилитант должен уметь:
- обращаться к незнакомому человеку, принимать предложенную помощь от окружающих людей.

     Литература:
1. Дейк Б. Что вам нужно знать для контакта со слепыми. Брюссель,1978 (пер. с франц.)

     Раздел 10. Тифлотехнические средства ориентирования.
     Локаторы различной модификации: очки,брошь,фонарь, в инфро-красном диапазоне и акустический ультрозвуковой локатор, звуковой опознователь, звуковой маячок, и определитель уровня жидкости.
     Реабилитант должен уметь:
- правильно использовать вспомогательные тифлотехнические средства в пространственном ориентировании.

     Литература:
1. Образование как средство социальной адаптации инвалидов: опыт и перспективы. Материалы научно-практичесной конференции РАО Институт образования взрослых. СПб 1998. С.С.Лебедева - составитель и научный редактор.
2. Ю.И.Петров, А.П.Садчиков, И.В.Блинникова. Особенности ориентировки незрячих в пространстве Москва, 1989.
3. Сборник учебных программ по курсу элементарной реабилитации слепых и слабовидящих, СПб 1998.
4. Литвак А.Г. Тифлопсихология. Л.Педагогика, 1985.
5. Кондратов А.М. Восстановление трудоспособности слепых. Учебно-методическое пособие., ВОС, 1976.
6. Инструктивно-методические материалы по социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. М., БЕЛОС, 1988.
7. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. Л. 1992.
8. Литвак А.Г. Сборник по реабилитации слепых, М.ВОС 1983.
9. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственному ориентированию М. 1982.
10. Сверлов В.В. Пространственная ориентация слепых М. 1951.

 

 

Hosted by uCoz