Программа курса «Первоначальная реабилитация»

Пояснительная записка

     Одним из важнейших направлений работы Санкт-Петербургского Центра медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению за многолетний период деятельности стало проведение первоначальной реабилитации в условиях глазных стационаров. Работой по первоначальной реабилитации охвачены все крупные военные и гражданские клиники (Военно-Медицинская Академия, 1-й Военно-Морской клинический госпиталь, 2-я городская многопрофильная больница и др.). особую сложность в этой работе представляет контингент военнослужащих, получивших травму во время прохождения службы в РВС, либо при исполнении служебных обязанностей.
     Основными направлениями работы первоначальной реабилитации являются:
- снятие нервно-психического напряжения;
- формирование адекватного отношения в своему дефекту, к инвалидности по зрению;
- формирование мотивации на реабилитацию и обучение специфическим навыкам и способам действия без зрительного контроля;
- формирование у родных и близких адекватного отношения к наличию дефекта зрения у члена семьи.
     За многолетний период деятельности Центра медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению была создана и неоднократно переработана программа по «Первоначальной реабилитации в клиниках», которая позволила реализовать на практике все вышеперечисленные положения. Специфика работы первоначальной реабилитации, ее содержание, продолжительность и методы опосредуются следующими индивидуальными особенностями поздноослепших:
- возраст;
- характер и тяжесть зрительной паталогии;
- стаж слепоты;
- наличие сопутствующих заболеваний;
- ситуация утраты зрения;
- уровень нервно-психического напряжения;
- семейное положение;
- образовательный уровень и многое другое.
     Первоначальная реабилитация носит сугубо индивидуальный и дифференцированный характер, связанный с преодолением тех трудностей, с которыми сталкивается конкретный ослепший. Программа может быть расширена, либо сокращена в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося, также может меняться порядок изучения тем программы и ее объем.
     Вовремя не скорректированые острые реакции на утрату зрения могут принести вред здоровью военноослепшего и даже привести к патологическому развитию личности, неверие в свои силы, неадекватные представления о своем дефекте. Весь процесс обучения реабилитолог строит в зависимости от времени пребывания больного в стационаре, от медицинского прогноза и общего соматического состояния. Этой работе предшествует и изучение медицинской документации, беседы с лечащим врачом.
     В своем содержании обучение на первоначальном этапе реабилитации многопланово и в нем можно выделить следующие направления работы:
     1. Психодиагностика.
     Психодиагностика предполагает всестороннее изучение личности утратившего зрение: анамнез, особенности эмоционально-волевой сферы, дефицит навыков и знаний и так далее. На основании этих данных составляется социально-психологический портрет поздноослепшего и делается вывод о необходимой психокоррекционной помощи.
     2. Психокоррекция состояний, вызванных утратой зрения - одно из главных звеньев первоначальной реабилитации. Эта работа строится на методах и приемах рациональной психотерапии, проводится с учетом индивидуальных особенностей утратившего зрение.
     3. Ознакомление с навыками самообслуживания без зрительного контроля.
     На этапе первоначальной реабилитации главными задачами являются:
- помочь ослепшему преодолеть чувство беспомощности и физической слабости;
- вооружить утратившего зрение умениями и навыками самообслуживания.
     4. Ознакомление с приемами ориентирования в пространстве.
     Ознакомление с приемами ориентирования помогает ослепшему овладеть элементарными умениями и навыками ориентирования в больничной палате, столовой, отделении;
- убедить слепого в возможности самостоятельного передвижения в большом и малом простанстве;
- стимулировать процесс компенсации утраченных зрительных функций, активно и осознанно использовать сохранные анализаторы.
     5. Ознакомление с рельефно-точечной системой Брайля.
     6. Формирование адекватного отношения родственников к деффекту зрения у одного из членов семьи.
     Здесь большую роль играет позиция, поступки, такт родственников и близких. Проводя психокоррекционную и информационно-просветительскую работу с ними, реабилитолог решает задачу, направленуую на то, чтобы они не оказывали деморализующего действия, не порождали иждевенческих тенденций и потребительское отношение к окружающим.
     Успешное решение задач, стоящих на этапе первоначальной реабилитации обеспечивает эффективность обучения в стенах клиники, что, в свою очередь, способствует дальнейшему совершенствованию навыков и умений, необходимых ослепшему человеку для социальной адаптации.
     Критериями освоения программы могут являться:
- сформированное адекватное отношение к своему дефекту;
- сформированная мотивация на дальнейшую реабилитацию в ЦМСР;
- овладение элементарными навыками самообслуживания без зрительного контроля;
- овладение элементарными навыками ориентирования в большом и малом замкнутом пространстве;
- сформированное у родных и близких адекватное отношение к наличию дефекта зрения у члена семьи.
     Курс рассчитан на 14 часов лекционных занятий, 27 часов практических занятий, 9 часов самостоятельных занятий. Всего 50 часов.

 

Учебно-тематический план

Название разделов
Количество часов
Лекц.
Практич.
Самост.
Раздел 1. Психодиагностика.
0
6
0
Раздел 2. Формиирование положительной мотивации к процессу элементарной реабилитации.
3
0
0
Раздел 3. Изучение индивидуальных особенностей сохранных анализаторов. Использование сохранных анализаторов в восприятии предметного мира.
2
3
0
Раздел 4. Ознакомление с навыками самообслуживания в условиях стационара.
1
4
2
Раздел 5. Ознакомление с приемами ориентирования в малом замкнутом пространстве.
1
4
2
Раздел 6. Ознакомление с приемами ориентирования в большом пространстве.
1
4
2
Раздел 7. Ознакомление с системой Брайля.
3
6
3
Раздел 8. Формирование адекватного отношения родственников к дефекту зрения одного из членов семьи.
3
0
0
Всего:
14
27
9

 

Программа курса

     Раздел 1. Психодиагностика.
     Всестороннее изучение личности ослепшего: анамнез, особенности эмоционально-волевой сферы, сила и продолжительность нервно-психологического напряжения; дефицит навыков и знаний.
     Используется модифицированный вариант опросника для изучения уровня субъективного контроля Дж. Роттера. Используется также карта наблюдения тревожного поведения, шкала самооценки Спилбергера-Ханина, модифицированная методика «Иголки» А.В. Гридина и С.Т. Посоховой, характерологический опросник К. Леонгарда.
     Необходимо проводить психокоррекционные беседы по формированию адекватного отношения к своему дефекту как у самого утратившего зрение, так и у его родственников. Используются приемы рациональной психотерапии с учетом личностных особенностей поздноослепшего.

     Раздел 2. Формирование положительной мотивации к процессу элементарной реабилитации.
     Как можно жить и трудиться без зрения, семья и быт слепых, культурная жизнь незрячих и т.д.
Знакомство с биографией О.И. Скороходовой, книгой О.И. Скороходовой «Как я понимаю, представляю и воспринимаю окружающий мир». Биография Лины По, Ерошенко и других видных деятелей науки и культуры.
     Проводится психотерапевтическая беседа с приведением примеров конкретных учащихся, которые достигли результата в процессе реабилитации.

     Раздел 3. Изучение сохранных анализаторов. Использование сохранных анализаторов в восприятии предметного мира.
     Изучение медицинской документации, заключение специалистов о физическом здоровье незрячего.
     Субъективное изучение сохранных анализаторов: остаточное зрение, цветоощущение, светоощущение, поля зрения, слух (наличие или отсутствие тугоухости), тактильные ощущения, температурные, вибрационные - изучаются при помощи специальных методик.
     Для развития осязания необходимо обследовать предметы различных модальностей: выпуклые, на плоскости, объемные и т.д.
     Для развития обоняния целесообразно использовать набор различных запахов.

     Раздел 4. Ознакомление с навыками самообслуживания в условиях стационара.
     Знакомство с тифлотехникой: брайлевские наручные часы, будильник, таймер, звуковые маячки.
     Навыки личной гигиены, навыки приема пищи, уход за одеждой и обувью. Использование столовых приборов.
     Реабилитант должен уметь:
- самостоятельно определить лицевую и изнаночную стороны одежды;
- самостоятельно умываться, бриться, чистить зубы и т.д.;
- уметь стирать мелкие вещи (носки, платки и т.д.);
- самостоятельно одеваться, шнуровать ботинки;
- аккуратно есть за столом, использовать столовые приборы;
- наливать чай в стакан.

     Раздел 5. Ознакомление с приемами ориентирования в малом замкнутом просранстве.
     Правила ориентирования на столе, тумбочке, кровати. Правила поиска упавших предметов.
     Приемы ориентирования в палате, определение местонахождения кровати, окон, дверей.
     Реабилитант должен знать:
- правила обследования предметов;
- правила поиска упавших предметов.
     Реабилитант должен уметь:
- ориентироваться в собственной тумбочке, на столе;
- найти свою кровать в палате;
- определять нахождение двери и окон с любого места в палате.

     Раздел 6. Ознакомление с приемами ориентирования в большом пространстве.
     Приемы работы с тростью, спуск, подъем по лестнице. Функции трости. Приемы ориентирования в отделении.
     Выход на улицу - приемы ориентирования во дворе стационара (индивидульно по разрешению начальника клиники).
     Реабилитант должен знать:
- функции трости;
- приемы работы с тростью.
     Реабилитант должен уметь:
- ориентироваться при помощи трости в коридоре отделения;
- спускаться и подниматься по лестнице.

     Раздел 7. Ознакомление с системой Брайля.
     Биография Луи Брайля. Знакомство с прибором, грифелем, бумагой. Правила вкладывания бумаги в прибор, правила письма в приборе. принцип построения шеститочия. Письмо шеститочия в приборе. Знакомство с «ключом Брайля». принцип построения «ключа». Запись букв, составление из пройденных букв слов. Чтение этих слов.
     Реабилитант должен знать:
- кто такой Луи Брайль;
- принцип построения щеститочия;
- принцип построения «ключа Брайля».
     Реабилитант должен уметь:
- правильно вкладывать бумагу в прибор;
- писать шеститочие в приборе;
- записывать изученные буквы;
- записывать слова из изученных букв;
- читать эти слова.

     Раздел 8. Формирование адекватного отношения родственников к дефекту зрения у одного из членов семьи.
     Информационно-просветительская беседа с родственниками и психокоррекционная беседа, направленная на формирование адекватного отношения к дефекту зрения у члена семьи. Информация о ВОС, МСЭК, ТПО, Дом культуры, библиотека и др.
     Возможности незрячих в сфере науки и культуры.
     Для изучения и коррекции установок в области семейных отношений, между супругами целесообразно провести методику «РОП» (ролевые ожидания и притязания в браке).

 

Литература

1. Василюк Ф.Е. «Психология переживания», М., 1984
2. Ермолович З.Г. «Психолого-педагогические аспекты реабилитации инвалидов по зрению//Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых, Сборник статей, М., 1988.
3. Коваленко Б.И. «Возвращение ослепших к трудовой жизни», М., Учпедгиз, 1946.
4. Литвак А.Г. «Тифлопсихология», Л., Педагогика, 1965.
5. Сверлов В.С. «Работа с ослепшими в лечебных учреждениях и пути их трудового устройства», Л., 1949.

 

 

Hosted by uCoz