Программа курса «Первоначальная реабилитация инвалидов по зрению на дому»

Пояснительная записка

     Первоначальная реабилитация на дому является одним из направлений комплексной программы реабилитации инвалидов по зрению и выполняет функцию социального патронажа: осуществляет педагогическую, психологическую и социально-бытовую курацию непосредственно по месту жительства инвалида по зрению с целью создания оптимальных условий для его жизнедеятельности.
     Первоначальная реабилитация на дому - это образовательная система по научению поздноослепших специальным знаниям, специфическим умениям и навыкам в области социальной и семейно-бытовой деятельности.
     Резкое нарушение функций зрительного анализатора является для человека одним из самых тяжелых стрессов, изменяющих физиологию, психику и поведение человека. Потеря зрения оказывает психотравмирующее воздействие, сила и продолжительность которого зависят от тяжести зрительного дефекта и личностных особенностей ослепшего, так и от причины потери зрения, динамики развития глазного заболевания, стажа слепоты, степени тяжести сопутствующих заболеваний, дополнительных психотравмирующих факторов (внутрисемейные конфликты, бытовые конфликты с соседями, потеря социального статуса, социальное одиночество, социофобии и т.д.).
     Поэтому, основной задачей тифлопедагога является оказание экстренной психолого-педагогической помощи людям, внезапно потерявшим зрение, многие из которых имеют и тяжелые сопутствующие заболевания, такие как: диабет различного типа, черепно-мозговые травмы и заболевания, гипертоническая болезнь, заболевания сердечно-сосудистой или опорно-двигательной систем, хронические соматические заболевания Тифлопедагог знакомит утратившего зрение с возможностями незрячих, их социальной ролью в обществе, проводит психотерапевтическую работу, формирует готовность к принятию и усвоению нового образа жизни без зрительного контроля. Тифлопедагог проводит и психолого-диагностическое обследование инвалида по зрению с целью составления индивидуальной программы обучения по следующим дисциплинам: обучение пространственному ориентированию, обучение чтению и письму по системе Брайля, обучение домоводству и самообслуживанию без зрительного контроля.
     Обучение пространственному ориентированию требует комплексного использования сохранных анализаторов для овладения навыками ориентирования в большом и малом пространстве. Практические занятия по домоводству и самообслуживанию вооружают недавно ослепшего приемами рационального и безопасного ведения домашнего хозяйства. Обучение чтению и письму по системе Брайля расширяет информационное поле и коммуникативные возможности слепого человека, дает толчок к повышению образовательного уровня и получению новой специальности.
     Немаловажным фактором в успешности процесса реабилитации является привлечение родственников поздноослепшего к участию в совместной деятельности, которая носит информационно-просветительский и психокоррекционный характер. Работа с родными позноослепшего включает и практические занятия, на которых они изучают основы пространственного ориентирования, знакомятся с рельефно-точечным шрифтом и тифлотехническими бытовыми приборами. Это поможет незрячему человеку приобрести в их лице активных и грамотных помощников. Психокоррекционное направление работы с родственниками позноослепшего помогает восстановлению семейного статуса инвалида и улучшению психологического климата в семье.
     Все содержание первоначальной реабилитации на дому направлено на реализацию основной цели - помочь инвалиду по зрению понять и принять свою индивидуальность, разобраться с собственными проблемами и трудностями, стать более социально мобильным.
     Критерии оценки деятельности: уровень сформированности положительной мотивации к обучению; снятие нервно-психичекого напряжения; овладение начальными навыками самообслуживания; чтения и письма по Брайлю; нормализация внутрисемейных отношений.
     Курс рассчитан на 14 часов лекционных занятий, 19 часов практических занятий, 15 часов самостоятельных занятий.

 

Учебно-тематический план

Название разделов
Количество часов
Лекц.
Практич.
Самост.
Раздел 1. Психодиагностика (беседа, наблюдение). Консультирование. Тестирование.
5
1
0
Раздел 2. Обучение пространственному ориентированию.
2
5
5
Раздел 3. Обучение чтению и письму по системе Брайля.
1
5
5
Раздел 4. Обучение домоводству и самообслуживанию без зрительного контроля.
2
7
3
Раздел 5. Работа с родными и близкими инвалида по зрению.
4
1
2
Всего:
14
19
15

 

Программа курса

     Раздел 1. Психодиагностика (беседа, наблюдение). Консультирование. Тестирование.
     Анализ анамнеза и жалоб реабилитанта.
     Изучение анамнеза и индивидуальных особенностей личности поздноослепшего. Посредством беседы определить адаптационные возможности инвалида по зрению, создать психологический контакт, основанный на доверии, определить степень и силу внутреннего переживания, вызванного потерей зрения. Изучить характер и актуальность жалоб собеседника. Тест «Незаконченные предложения».
     Психокоррекция состояний.
     Коррекция эмоциональных состояний, самооценки личности. Профилактика невротизации. Психокоррекция отношений к утрате зрения, снятие страха перед возможной неудачей и некомпетентностью. Формирование активной жизненной позиции.
     Формирование положительной мотивации к процессу реабилитации.
     Цели и задачи социально-бытовой реабилитации. Возможности слепого человека, как достичь желаемых результатов. Снять негативную установку на трость. Самоопределение, самостоятельность и независимость от окружающих и обстоятельств.
     Структура городской социально-психологической помощи инвалиду по зрению.
Познакомить с содержанием работы глазной МСЭК, ЦМСР инвалидов по зрению (сориентировать на обучение), ТПО ВОС (досуг, привлечение к общественно-полезному труду, гуманитарная помощь), обучение инвалидов по зрению в государственных учебных заведениях, трудоустройство.
     Раздел 2. Обучение пространственному ориентированию.
     Изучение индивидуальных особенностей и состояния сохранных анализаторов.
     Состояние зрительного анализатора (острота зрения, поле зрения, светоощущение), слухового анализатора (тугоухость, легкая тугоухость, норма), обоняния, двигательная активность, сопутствующие заболевания.
     Виды тростей, подбор трости, приемы владения тростью.
     Функции и виды тростей. Способы подбора трости с учетом анатомо- физиологических особенностей человека. Приемы владения тростью: захват, ее исходное положение относительно тела, маятниковые и диагональные движения трости. Использование трости при передвижении с сопровождающим.
     Ориентирование в малом и большом пространстве: квартира, микрорайон проживания.
     Использование сохранных анализаторов, правила безопасности передвижения (приемы защиты), восприятие пространства, местоположение в пространстве, точка отсчета движения, синхронность движения с тростью, спуск и подъем по лестнице, переход проезжей части, словесное описание маршрута в границах микрорайона проживания (карта-путь и карта-обозрения).
     Изучение жизненно важных маршрутов.
     Анализ пространства микрорайона, опредеение наиболее значимых маршрутов и их практическое освоение.

     Раздел 3. Обучение чтению и письму по системе Брайля.
     История создания системы Брайля.
     Историческая справка: создание письменности для слепых, биография Луи Брайля, создание рельефно-точечного шрифта.
     Принципы построения таблицы шеститочия.
     Знакомство с шеститочием и нумерацией его элементов при письме. Письменные принадлежности. Нумерация точек шеститочия при чтении. Письмо и чтение комбинаций шеститочия.
     Изучение букв, чтение и письмо отдельных букв и слов.
     Принцип построения «ключа» Брайля. Изучение букв, чтение букв, слогов и слов.
     Письмо и чтение словосочетаний.
     Продолжение изучения букв РТШ, чтение и письмо словосочетаний в соответствии с изученными буквами.
     Знакомство с техникой письма по Гебольду.
     Письмо по Гебольду - как средство коммуникации со зрячим человеком, плоскопечатные буквы и цифры, формирование навыка письма.

     Раздел 4. Обучение домоводству и самообслуживанию без зрительного контроля.
     Общие вопросы организации домашнего хозяйства.
     Определение имеющихся представлений и навыков, знаний, умений, индивидуальные потребности, организация быта, вспомогательные тифлосредства (дозаторы, система меток).
     Средства и навыки личной гигиены, электроприборы индивидуального пользования.
     Наличие или отсутствие навыков личной гигиены. Электробритва, фен, щипцы: техника безопасности, пользование, хранение.
     Ежедневная уборка квартиры: основные приемы и средства.
     Научить приемам уборки помещений без зрительного контроля, ориентировка в рабочем пространстве, использование химии в быту.
     Уход за одеждой и обувью.
     Общие представления о культуре одежды. Распознавание и хранение одежды (складывание, система меток). Основные приемы ухода за одеждой и обувью. Глажение и отпаривание одежды.
     Ремонт одежды.
Знакомство с принадлежностями для ремонта одежды: иглы, нити, ткани. Развитие осязания. Вдевание нити в иглу и простейшие операции по ремонту одежды.
     Приготовление пищи.
     Помещение кухни и ориентирование в ней, кухонный инвентарь, организация рабочего места, приемы обработки продуктов без зрительного контроля. Эксплуатация электрической или газовой плиты, техника безопасности. Хранение и первичная обработка продуктов. Рекомендации по рациональному приготовлению пищи, специальные и безопасные приемы.

     Раздел 5. Работа с родными и близкими инвалида по зрению.
     Социально-демографический анализ семьи.
     Структура семьи, возрастной состав, социальный статус членов семьи, условия быта. Характер внутрисемейных отношений.
     Этика поведения с незрячим родственником.
     Что надо знать об инвалиде по зрению. Рентные установки. Гиперопека и ее последствия. Как сопровождать слепого человека. Принцип сотрудничества.
     Коррекция внутрисемейных отношений.
     Анализ конфликтных ситуаций (родители-дети, жена-муж и т.д.). Организация совместных практических занятий. Проведение психокоррекционных бесед с целью нормализации взаимоотношений.
     Основы практической помощи позноослепшему в сфере социально-бытовой реабилитации.
     Обучение родственников (тифлоприемы, тифлосредства, основы тифлопсихологии) с целью нормализации взаимоотношений в семье и воспитания грамотного помощника. Консультирование поздноослепшего и его родственников на базе ЦМСР с последующим привлечением слепого к обучению в Центре.

 

Литература

1. Голубина В.В. Программа по изучению системы Брайля //Сборник учебных программ по курсу элементарной реабилитации слепых и слабовидящих, СПб, 1998.
2. Ермолович З.Г. Психолого-педагогические аспекты реабилитации инвалидов по зрению //Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых: Сборник статей, М., 1988.
3. Ермолович З.Г. Программа реабилитации на первоначальном этапе утраты зрения //Инструктивно-методические материалы по социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению, Минск, 1988.
4. Садчиков А.П. Программа курса «Пространственное ориентирование» //Сборник учебных программ по курсу элементарной реабилитации слепых и слабовидящих, СПб, 1998.
5. Лукьянова Л.Л. Программа курса «Работа с родными и близкими инвалида по зрению « // Сборник учебных программ по курсу элементарной реабилитации слепых и слабовидящих, СПб, 1998.
6.Литвак А.Г. Сборник по реабилитации слепых, М., ВОС, 1983
7. Руцкая Е.Н., Карпова А.Г. Ведение домашнего хозяйства инвалидами по зрению, М., ВОС, 1988.
8. Феоктистова В.А. Элементарная реабилитация слепых как составная часть общей модели интеграции // Сборник по реабилитации слепых, М., ВОС, 1982.

 

Рекомендуемая литература

1. Гудонис В.П., Мотивы учения лиц с нарушениями зрения и пути их воспитания, Монография, Вильнюс, 1984.
2. Гудонис В.П., Общество и слепота // Наша жизнь, 1988.
3. Гудонис В.П., Незрячий среди зрячих, Клайпеда, 1993.

 

Hosted by uCoz