Программа курса «Психокоррекция и аутотренинг»

Пояснительная записка

     Внезапная слепота или резкое нарушение функций зрительного анализатора являются для человека одним из самых тяжелых стрессов, изменяющих физиологию, психику и поведение ослепшего. Потеря зрения оказывает психотравмирующее воздействие, сила и продолжительность которого зависят от тяжести зрительного дефекта и личностных особенностей ослепшего, так и от причины потери зрения, динамики развития глазного заболевания, стажа слепоты, степени тяжести сопутствующих заболеваний, дополнительных психотравмирующих факторов (внутрисемейные конфликты, бытовые конфликты с соседями, потеря социального статуса и т.д.).
     Потеря зрения вызывает также переживание, с которым данной личности трудно или невозможно справиться, которое существенно нарушают нормальную социальную жизнь человека. Подобные травмирующие переживания могут перейти в патологическую реакцию, в следствии чего может возникнуть социальная дезадаптация.
     Основной целью курса «Психокоррекция и аутотренинг» является восстановление различных видов психической деятельности и психических функций незрячего человека, позволяющих ему успешно адаптироваться в окружающей среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достичь необходимого уровня самодостаточности и самореализации.
     Прежде всего, в его задачу входит коррекция психического состояния человека в условиях зрительной депривации, которое характеризуется высокой степенью нервно-эмоционального напряжения, переживания, тоски, тревоги, чувства одиночества, беспомощности и социофобиями.
     Депрессивные состояния могут лишить человека энергии и бодрости, вызвать полный упадок сил, стать причиной соматических заболеваний или усугубить их.
     Раздел «Психодиагностика» данного курса предполагает всестороннее изучение личности утратившего зрение, особенности его эмоционального фона, характер мотиваций; выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих, как возникновению, так и сохранению невротических сосотояний и симптомов. В связи с этим проводятся индивидуальные беседы, наблюдение, тестирование, изучение анамнеза и анализ жалоб реабилитантов. На основании полученных данных составляется социально-психологический портрет человека и делаются выводы о необходимой психокоррекционной помощи.
     Задачей курса является и формирование у незрячего человека положительной мотивации ко всей системе реабилитационных мероприятий.
     Курс дает реабилитантам системную информацию об адаптационных возможностях незрячего или слабовидящего человека, о преодолении стресса о возможности восстановления социального статуса личности, о путях реабилитации и интеграции инвалида по зрению в общество. Во всех психокоррекционных мероприятиях, во всех методах воздействия основополагающим является обращение к личности слепого человека.
     Все построение психокоррекционных занятий направлено на включение самого человека в учебно-восстановительный процесс, позволяющий реализовать, так называемый «принцип партнерства». На занятиях создается атмосфера доверия и сотрудничества, формируется и закрепляется установка на положительное отношение к себе, членам группы, к педагогам и к Центру реабилитации в целом.
     Одним из принципов психокоррекции является принцип разносторонности уссилий и мероприятий по реабилитации. Он состоит в понимании реабилитации как сложного процесса адаптации, объединяющего усилия педагогов и реабилитанта, направленные на различные сферы психосоциального функционирования последнего. Сюда входят психологическая, семейная, общественная сферы, а также сфера общения, связанная с использованием приемов аутогенной тренировки. Перестройка нарушенных отношений и связей, приспособление личности к этим важным сторонам жизнедеятельности, составляет психологическую основу курса.
     Другим принципом психокоррекции является принцип психологического воздействия, где используются механизмы адаптации и компенсации, и закрепляются способы «психологической защиты».
     Большое внимание в курсе психокоррекции уделяется аутотренингу - обучению активному владению способами и приемами психофизической саморегуляции, позволяющими активизировать компенсаторные механизмы познавательной деятельности и скорректировать нервно-психическое состояние в конфликтной или стрессовой ситуации.
     Псикоррекция состояний утратившего зрение осуществляется с помощью основных методов рациональной психотерапии и гумнистической психологии, предполагающих «вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека, и ставящих перед собой цель - содействие учащемуся в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности».
     Примерными критериями успешности прохождения курса могут служить следующие показатели: сформированность адекватного отношения к дефекту, успешная коррекция самооценки личности, позитивное отношение личности к ближайшему окружению и к обществу в целом. Высокая познавательная активность и положительная мотивация к обучению. Динамика в сторону снижения уровня невротизации и тревожности в условиях зрительной и социальной депривации. Нормализация межличностных и внутрисемейных отношений. Уровень овладения приемами психофизической саморегуляции и их грамотное использование в различных сложных ситуациях. Владение навыками коммуникативной культуры и умение имим оперировать в реальном общении. Эффективное функционирование во всем реабилитационном процессе.
     Примерное оборудование: магнитофон, аудиозаписи сеансов аутотренинга, релаксационной музыки, музотерапии.
     Курс «Психокоррекция и аутотренинг» рассчитан на 46 часов лекционно-дискуссионных занятий, 30 часов практических занятий, 11 часов самостоятельных занятий.

 

Учебно-тематический план

Название разделов
Количество часов
Лекц.
Практич.
Самост.
Раздел 1. Психодиагностика.
0
12
0
Раздел 2. Актвизация интеллектуального потенциала инвалида по зрению.
6
0
0
Раздел 3. Психокоррекция состояний, вызванных утратой зрения.
10
4
0
Раздел 4. Психогигиена в жизни инвалида по зрению.
18
10
8
Раздел 5. Самооценка себя и своего поведения. Формирование адекватной самооценки. Самоактуализация.
3
2
1
Раздел 6. Постреабилитационное сопровождение.
9
2
2
Всего:
46
30
11

 

Программа курса

     Раздел 1. Психодиагностика.
     Анализ анамнеза и жалоб уреабилитантов. Выявление основных проблем незрячего человека (чем живет и к чему стремится), определение характера и уровня личностных переживаний, сомнений, внутренних противоречий. Анализ особенностей внутрисемейных отношений и их природы. Исследование особенностей памяти (кратковременной, долговременной, смысловой) и внимания (переключение, распределение, устойчивость, объем) с целью составления индивидуального прогноза обучения и рекомендаций к нему.
     Диагностика личности по следующим методикам: диагностика доминирующего Я-состояния, личностный тест Кэттелла Р., методика незаконченных предложений (межличностные отношения), диагносика тактики поведения в конфликтной ситуации, тест оценки поведения (П. Якубовской), методика наблюдения группового взаимодействия. Возможно использование и других методик. Составление индивидуального психологического портрета реабилитанта, изучение потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер инвалида по зрению.

     Раздел 2. Активизация интеллектуального потенциала инвалида по зрению.
     Психологическая помощь и консультирование.Знакомство с кабинетом. Цели и задачи предмета. Сформировать позитивное отношение к психологической помощи, заложить основы психологической культуры.
     Формирование положительной мотивации к обучению: закрепить положительную установку на обучение пространственному ориентированию (снять страх перед самостоятельным передвижением, снять негативную установку на трость); обучение чтению и письму по системе Брайля (ориентирование на успех и достижение желаемых результатов, возможность получения информации и т.д.). Анализ отзыва учащихся, ранее проходивших реабилитацию.

     Раздел 3. Психокоррекция состояний, вызванных утратой зрения.
     Психокоррекция отношений к утрате зрения. Снятие страха перед возможной неудачей и некомпетентностью. Самооценка, ее значение. Самостоятельность и независимость. Образование - как возможность найти себя в мире профессий и зрячих людей. Социальный статус и самоопределение. Психологический анализ жалоб реабилитантов.
     Семья и быт слепых. Что надо знать зрячему о слепом человеке. Возможные причины конфликтов в семье и пути их преодоления. Коммуникативная культура (навыки). Ситуационные задания. Анализ выполнения заданий, личного опыта. Приемы общения со зрячими людьми: стиль общения, стратегия поведения, общение неречевыми средствами (мимика, жесты, поза). Дистанция общения. Тренинг - общения. Профилактика конфликтов. Информация о базовых понятиях конфликта: доминирование, уступчивость, уход. Антиподы конфликта: компромисс, сотрудничество. Закономерности в общении зрячих и слепых. Анализ мнений, суждений, сня\тие предубеждений, взаимопонимание и взаимопомощь.

     Раздел 4. Психогигиена в жизни инвалида по зрению.
     Психическая саморегуляция в повседневной жизни. Понятие «нервные перегрузки», последствия, профилактика. Психофизическая саморегуляция своих эмоций без применения психотропных препаратов. Формирование положительной мотивации к обучению приемам аутотренинга (АТ).
     Психическая саморегуляция в экстремальной обстановке. Понятия «стресс», «стрессовая ситуация». Основа стресса - страх. Тревожность - ожидание страха. Поведенческие реакции (соматика, психика, их взаимосвязь). Автоматизированные механизмы человека. Сила воли. Формирование осознанных желаний самоуправлять своими психофизическими процессами. Аутотренинг и его значение в жизни человека. Знакомство с методом самовнушения. Техника выполнения комплекса упражнений по релаксации. Дыхание. Тренировка памяти, внимания. Концентрация внимания. Самостоятельная работа под аудиосеанс «Ресурс» (закрепление навыков АТ). Идеомоторный тренинг: представление движения с целью тренировки и совершенствования психомоторных навыков и профилактики нервно-эмоционального волнения перед самостоятельным передвижением. Эмоционально-волевые ресурсы человека. Потенциал возможностей человеческого организма. Проблема - причина - поиск наилучшего решения - выполнение. Понимание проблемы уверенности. Варианты: уверенный, неуверенный, агрессивный. Игровой тренинг (диагностика участника игры). Анализ игры.
     Комплекс по релаксации. Техника выполнения упражнений «Контроль расслабления», «Отдых в расслаблении». Формула: «слово-образ-состояние». Тренировка памяти, внимания, воображения. Закрепление навыков АТ.
     Активное поведение. Базовые понятия «установка», «подчинение», «гиперопека», «самостоятельность», «бездействие». Выработка активной жизненной позиции. Негативные стороны иждивенчества. Девиз: «Человек должен раствориться в работе, чтобы почувствовать себя сильным». Игровой тренинг: поведение в экстремальной ситуации. Принятие единого решения в команде. Лидерство формальное и неформальное. Индивидуальные ошибки, командная ошибка. Психологическая совместимость. Анализ хода игры и ее результатов.
     Профилактика чувств беспокойства и неуверенности. Развитие навыков самоконтроля в нестандартной ситуации. Уметь принять трудную ситуацию, проанализировать ее и найти способ улучшить этот вариант. Беспокойство - причина многих болезней. Игровой тренинг: тренировка чувства уверенности и ответственности. Причины конфликта. Профилактика конфликта.
     Тренировка памяти, внимания и воображения. Кратковременная память, ассоциативная память, концентрация внимания, распределение внимания. Создать нужный образ с использованием сохранных анализаторов. Представить задаваемый пейзаж с помощью «внутреннего видения». Словесное описание композиции.
     Упражнение по психосинтезу «Спокойствие». Создание и развитие желаемого качества (состояния). Воспитание спокойствия. Создание внутренних условий для этого состояния. Свобода выбора. Желание его. Техника выполнения упражнения.
     Первая помощь в острой стрессовой ситуации. Практические советы. Упражнения по переключению внимания, по нормализации дыхания, мышечного напряжения. Анализ результатов самостоятельной деятельности.
     Установка. Ее положительные и отрицательные стороны, направленность. Самовнушение. Сопротивление негативной установке. Преодоление страха и неуверенности. Адекватная и неадекватная установки к себе и окружающим.

     Раздел. 5 Самооценка себя и своего поведения. Формирование адекватной самооценки. Самоактуализация.
     Самодостаточность. Самоприказ. Самоободрение. Мобилизующие упражнения (повышение уровня активности нервной системы). Пути самореализации.
     Практика психосинтеза: упражнение «Цветение розы». Техника выполнения. Раскрытие духовного центра, человеческого «Я».

     Раздел. 6 Постреабилитационное сопровождение.
     Оценка эффективности навыков по саморегуляции в конфликтной ситуации.
     Индивидуальные планы деятельности реабилитантов на будущее. Дневник «Самонаблюдения», ведение дневника. Оценка учащимися своей деятельности. Подведение итогов. Планы на будущее. Психологическое консультирование: помощь человеку в умении соориентироваться в широком круге возникших проблем общения, во взаимоотношениях в семье с целью их конструктивного разрешения. Коррекция личностных переживаний, препятствующих самореализации и самоактуализации личности. Профконсультация инвалидов по зрению.

 

Рекомендуемая литература

1. Гарлик Ф. Победившая мрак. Повесть о Елене Келлер - Одесса, Христианское просвещение, 1996.
2. Кустов Г.М. Лина По - М., 1978.
3. Шкляев А.В. Протяни руку - М., 1989.
4. Пиз А. Язык телодвижений - Новгород, 1992.

 

Литература

1. «Игротехнические приемы». Абрамова И.А., СПб, 1992.
2. «Тренировка ума» Вуджек Т., СПб, 1996.
3. «Давайте договоримся» Гришина Н.В., СПб, 1993.
4. «Психолого-педагогические аспекты реабилитации инвалидов по зрению/ Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых». Ермолович З.Г., Сборник статей, М., 1988.
5. Инструктивно-методические материалы по социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению., Минск, БЕЛОС, 1988.
6. «Сам себе психолог» Каппони В., Новак Т., СПб, 1994.
7. «Аутогенная тренировка для лиц с глубоким нарушением зрения». Люблинская С.М., М., 1984.
8. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. Мамайчук И.И., СПб, 1997.
9. «Групповая психотерапия» Рудестам К., М., Прогресс, 1993.
10. Реабилитация. Словарь основных терминов, СПб, 1997.
11. Социальная реабилитация: Опыт работы. ЛП ВОС, Л., 1985.
12. Трудности в общени инвалидов по зрению и пути их устранения. Под редакцией Литвака А.Г., М., 1991.
13. Практика психосинтеза. Томас Дж., СПб, Жизнь, 1992.
14. Психология влияния. Чалдини Р., СПб, Питер, 1999.
15. Элементарная реабилитация слепых как составная часть общей модели и интеграции // Сборник по реабилитации слепых. Феоктистова В.А., М., ВОС, 1982.
16. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. Шевандрин Н.И., М., «Владос», 1999.

 

 

Hosted by uCoz