Программа курса «Общественное движение инвалидов по зрению» (восоведение)

Пояснительная записка

     В Санкт-Петербургском медико-социальном центре реабилитации (единственном республиканском Центре реабилитации для взрослых инвалидов) созданы благоприятные условия для преодоления стрессовых ситуаций взрослых инвалидов по зрению, формирование у них социально-значимых установок к себе и окружающим, активной жизненной позиции в условиях тяжелого сенсорного дефекта.
      Инвалидов по зрению, большинство из которых потеряли зрение в результате различных болезней, обучают ориентированию в свободном пространстве, общению с окружающими, чтению и письму рельефным точечным шрифтом и другим важным умениям и навыкам, обеспечивающим интеграцию в обществе. Последними психолого-педагогическими исследованиями (И.Кон, Р.Бернс, А.Н. Леонтьев, Л.С.Славина и т.д.) убедительно доказано, что реализация сформированных коррекционно-компенсаторных навыков в значительной мере определяется активной жизненной позицией самой личности, усилиями своего «я», осознанием необходимости прилагать максимум усилий для достижения своей жизненно важной цели.
      Решению этой задачи способствует изучение курса «Общественная деятельность инвалидов по зрению» (Восоведение). В курсе излагается история отношения общества к слепому человеку, борьба инвалидов по зрению за свои социальные права, успехи общественных объединений инвалидов в доказательстве обществу своих возможностей при определенной помощи со стороны государства. Успехи в образовании незрячих, как детей и подростков, так и взрослых. Реабилитантов знакомят с законодательными актами государства, обеспечивающими социальную и психологическую защиту инвалидов по зрению, и постановлениями и указами ВОС, помогающими утвердить себя в обществе. Изучение жизни и деятельности известных незрячих со сложным дефектом, достигших признания со стороны общества, убедят реабилитантов в необходимости прилагать максимум усилий для преодоления последствий утраты зрения. Программа раскрывает значение семьи в преодолении трудностей, стоящих на пути инвалида по зрению, научит общению со своими близкими, преодолению комплекса неполноценности.
      Курс включает 5 разделов, в которых определены часы на лекции, практические занятия, экскурсии, самостоятельную работу реабилитантов по изучению законодательных актов, гарантирующих социальную защиту как со стороны государства, так и Всероссийского общества слепых, а также изучение общественно-полезной деятельности незрячих за свои права, на примере которых реабилитанты убеждаются в возможности преодоления тяжелых последствий слепоты. Курс заканчивается семинаром, на котором незрячие реабилитанты выступают с небольшими сообщениями по изученному материалу, обобщениями своего положительного опыта преодоления тяжелого психологического напряжения.
      Программа рассчитана на 48 обязательных часов, из них:
          - лекционных - 36;
          - практических - 12;
          - экскурсий, самостоятельная работа - 6.

 

Учебно-тематический план
Название разделов
Количество часов
Лекц.
Практич.
Самост.
Раздел 1. Эволюция взглядов общества и государства на инвалидов по зрению; от непризнания права на жизнь до признания равных социальных прав.
4
0
0
Раздел 2. История развития общественного движения инвалидов по зрению за свои социальные права.
4
0
4
Раздел 3. Социальная защита инвалидов по зрению за свои социальные права в России и за рубежом.
12
4
2
Раздел 4. Участие семьи в реадаптации (формирование адекватного отношения к своему дефекту, себе и окружающим людям).
6
0
0
Раздел 5. Достижения в социально-психологической интеграции инвалидов по зрению в России.
10
8
0
Всего:
36
12
6

 

Программа курса

     Раздел 1. «Эволюция взглядов общества и государства на инвалидов по зрению; от непризнания права на жизнь до признания равных социальных прав».
     Отношение общества к слепому человеку в рабовладельческом и феодальном обществах (доктрины Аристотеля и Сенеки), роль христианской религии в признании необходимости сохранения жизни слепому и оказании ему помощи со стороны общества.
     Вклад французских и отечественных просветителей (Д.Дидро, И.Новикова, М.В.Ломоносова, А.И.Радищева и др.) в распостранении идеи о необходимости включения слепых в образовательный процесс, в профессиональную деятельность, признание равных социальных прав. Утверждение в 90-е годы за ними доктрины об едином сообществе людей с нормальным развитием и с ограниченными возможностями, обусловленными потерей зрения.
     Система непрерывного образования незрячих - условие их интеграции во все развивающееся современное общество.

     Раздел 2. «История развития общественного движения инвалидов по зрению за свои социальные права».
     Возникновение и развитие первых объединений слепых за границей и в России, их борьба за признание прав на социальную и трудовую деятельность (открытие музыкальной школы в Палермо - 1670 г., ремесленных мастерских и т.д.).
     Попытка объединения военноослепших в России - 1916 г. Призыв английских военноослепших в 1949 г. создать международное объединение слепых и для слепых. Вступление в 1954 году ВОС в международное объединение «Всемирный совет благосостояния слепых» (ВСБВ), деятельность председателя ВОС Зимина Б.В. в ВСС. Организация ВОС в 1925 году, его Устав и структура и совершенствование (Ц.П. ВОС, региональные объединения, производственные, первичные организации по территориальному признаку и т.д.) Деятельность Петербургской организации ВОС, общественно полезная деятельность ВОС по реабилитации поздноослепших и детей с врожденными формами нарушения зрения. Условие приема новых членов ВОС. Права и обязанности членов ВОС - инвалидов по зрению и членов ВОС на правах зрячих. Участие ВОС в социально-экономическом развитии государства, связь с медицинскими учреждениями и организациями правовой защиты.

     Раздел 3. «Социальная защита инвалидов по зрению в России и за рубежом».
     Принятие организацией объединенных наций Декларации о правах инвалидов от 09 декабря 1975 года в целях содействия повышения их уровня жизни, подтверждения принципов достоинства и ценности человеческой личности.
     Принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , 1995 года, обеспечивающего перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемым гражданам пожилого возраста и инвалидам. Федеральные законы о предоставлении льгот на транспорте, оплату квартиры, лекарств и других медицинских услуг.
     Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 1999 года. Социальная защита инвалидов по зрению со стороны общественных и медицинских организаций. Роль ВОС в социальной защите инвалидов по зрению. Средства массовой информации о социальной защите инвалидов: пропаганда знаний среди населения об оказании помощи инвалидам по зрению на улице, в метро, магазинах, почте и других общественных предприятиях.

     Раздел 4. «Участие семьи в реадаптации (формирование адекватного отношения к своему дефекту, себе и окружающим людям)».
     Установки родных (адекватные и неадекватные) к членам семьи - инвалидам по зрению и детям - незрячим с рождения. Внутрисемейные конфликты в семьях с инвалидами по зрению и пути их преодоления. Формирование знаний и умений у членов семьи в общении с незрячими - проявление разумной заботы детей и родных о членах семьи, утративших зрение.
     Типы семей по наличию в них инвалидов по зрению. Правовые положени. Связь семьи с Всероссийским обществом слепых и органами социально-правовой охраны.

     Раздел. 5 «Достижения в социально-психологической интеграции инвалидов по зрению в России».
     Изучение жизни и деятельности незрячих, победивших свою «инвалидность», достигших значительных успехов в развитии потенциальных возможностей, утвердивших свой социальный статус гражданина страны, проявивших свои способности в профессиональной, художественной, спортивной деятельности, обредшие счастье в семейной жизни, воспитавшие детей и заслужившие уважение окружающих (математики: Зубов В., Потерягин Л., Проскуряков И, Мягин В.; писатели Клюшников Е.; поэты: Асадов Э., Белоруков А., Пилюгин О., Агеев Д; скульпторы: Лина По, Лернен Ю.; писатель и путешественник Ярошенко В.Л.; тифлологи: Шоев Ф., Коваленко Б. Сверлов В. и др.). Слепоглухие: философ Марков А., тифлологи: Сироткин С., Суворов А., Скороходова О. и др.
     В целях изучения опыта незрячих в различных областях деятельности организуются экскурсии в музей ДК им. Шелгунова, библиотеку ДК, магазин «ВОСторг», типографию, предприятия ВОС, компьютерный класс и др.

 

Литература

1. «Путями веков» Белоруков А.И. Сборник «Проблемы социализации и психолого-педагогической реабилитации инвалидов», Тюмень, 1996.
2. «Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии». Малафеев Н.Н., журнал «Дефектология» №4, 1997.
3. «Ленинградская организация Всероссийского общества слепых» Клюшников Е.В., Матвеев Л.А., М., 1986.
4. Сборник нормативных документов и информационных материалов для незрячих специалистов (составитель А.С.Майданов), М., 1991.
5. «У истоков обучения слепых в России». Феключева В.А., журнал «Дефектология» №4, 1984.
6. «Навстречу друг другу». Денискина В.З. и др., Валоколамск, 1998.
7. Сборник заданий и упражнений для реабилитационной работы с инвалидами по зрению. Составитель Фесенко А.Л., Киев, 1990.
8. Медицинские аспекты реабилитации и профилактики инвалидности, Тюмень, 1996.
9. Социальная реабилитация (опыт работы Ленинградского правления ВОС), М., 1985.
10. «Протяни руку». Шкляев А.В., М, 1989.

 

Литература
для самостоятельной работы реабилитантов

1. «Путями веков» Белоруков А.И., М., 1940.
2. «Незрячий в обществе: социальные контакты». Гудонис В., Минск, 1999.
3. «Лина ПО. Жизнь и творчество слепого скульптора» Кустов Г.М., М., 1996.
4. «От рабфаков до ВУЗОВ» Клюшников Е.В., М., 1990.
5. «Я пришла сквозь мрак и бури» Левитин Н.Е., М, 1981.
6. «Перевал в жизни» Радченко В.В., Нальчик, 1981.
7. «В.Я. Ярошенко» Сизова А.И., М, 1990.

 

 

Hosted by uCoz